Т.И. Песина

Закон полярных взаимодействий - закон дуальности

(Закон единства и борьбы противоположностей)

 

Мы живем в мире, который является целостным и неделимым.  На началь­ной стадии познания человек сначала расчленяет образ окружающего мира, дифференцирует его для того, чтобы, познав в узоре отдельных моментов универсальные закономерности организации систем жизни, позднее соеди­нить их и через преображение сотворить новую суть и новое более полное осознание единства.

Единство мира проявляется в бесконечном многообразии форм жизни в их беспредельном развитии. При этом каждой системе жизни, каждому явлению присуща дуальность, двойственность, т.е. наличие пары противоположностей: "+" и "-", добро и зло, свет и тьма, дух и материя, мужское и женское начала, эволюция и инволюция.

Противоположности неделимы, как нельзя разделить две стороны одной медали, нельзя разделить два полюса магнита - они не могут суще­ствовать друг без друга. Если представить, что исчезнет одно, то тут же ис­чезнет и другое.

О единстве и борьбе противоположностей говорил еще Платон "Бытие едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, оно по­коится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуж­дения души к размышлению".

Об этом же писал Элифас Леви: "Бинер есть единство, раздвоившееся своей собственной силой, чтобы творить".

"Мир проявленный основан на биполярности всего сущего. . Действие противоположений производит гармонию, подобно центробежной и цент­ростремительной силам, которые, будучи взаимно зависящими, необходи­мы друг другу, чтобы обе могли существовать. Если бы одна останови­лась, действие другой стало бы разрушительным. Мир проявленный дер­жится в равновесии силами противодействующими". ("Письма Е. И. Рерих" от 27.11.1937г. и 03.12.1937г.)

О неразрывном единстве противоположностей было сказано в обраще­нии Иерархии: "Добро и зло не существуют порознь. Они во всем, как да и нет, как свет и тень, как звук и эхо. И нет только зла, и нет только добра, а все есть два конца из одного Начала".

Одно начало, раздвоившись, становится противоположностями или дву­мя полярными началами, которые должны вступить во взаимодействие, чтобы родилось третье. Это третье становится самостоятельным цен­тром излучения и является более энергоемким, более совершенным по срав­нению со своими родителями, что выражено в способности выйти на каче­ственно новый уровень, поскольку это результат взаимодействия, результат нового уровня единения. Поэтому дети должны превосходить своих родите­лей, утверждая новый уровень интеграции, новый уровень возможностей. Иначе возникает угроза деградации общества.

Через взаимодействие полярных начал и через рождение ими третьего развивается всё в этом мире. Так рождается триединство:

дух - душа - личность;

отец - сын - мать;

причина - трансформация (переходный процесс) - следствие.

Сфера причин закладывает в сфере следствий программу разви­тия, которая формируется на основе всеобщих закономерностей, а сфера следствий через трансформацию (преображение) старых форм эволюци­онирует и восходит к качественно новому уровню единства.

Философия эзотеризма описывает это как нисхождение духа в материю, который, овладевая ею на 7-и уровнях взаимодействия на пути инволюции, затем вместе с ней восходит к точке начала нисхождения, но в новом каче­стве сознания. И это есть путь эволюции, альфа и омега бытия.

Единство духа и материи отражено в следующем утверждении: материя -низшая точка погружения духа (инволюция); а дух - высшая точка восхожде­ния материи (эволюция).

Причем, понятия дух и материя, причина и следствие, система и подсис­тема относительны, так как причина является таковой только для данного следствия. Всегда есть еще большая причина, для которой данная причина -лишь следствие. Таким образом, можно сказать, что любая система жизни одновременно является причиной относительно подсистемы (меньшей сис­темы, то есть, ее части) и следствием относительно надсистемы (большей системы, частью которой является сама система).

Так в человеческой триаде дух-душа-личность ведущим является дух, который проявляется через душу. При этом личность должна стать столь со­вершенной, чтобы познать и проявить через себя жизнь души.

Для человека большей системой является человечество, а для человече­ства - планета.

Системы жизни разного уровня сознания различаются тем, что они к на­стоящему моменту накопили разный опыт развития.

Разный опыт развития проявляется:

- в различном пространстве, в котором система жизни способна творить;

- в разном времени одухотворения этого пространства;

- в разной энергоемкости, т.е в разной излучательной способности, в разной способности управлять преображением окружающего мира на основе всеоб­щих закономерностей.

Таким образом, мир бесконечно дифференцирован по уровням созна­ния. Для чего? Чтобы материя каждого уровня получила свой творческий импульс к развитию, то есть, "каждому - свое" и все - по уровню сознания.

Творящий импульс дух, луч дифференцируется на подлучи до тех пор и таким образом, чтобы к материи каждого уровня сознания пришла именно та информация, тот импульс развития, который она способна воспринять. При­чем, дух устремляется и находит именно ту материю, которую он способен одухотворить, которая достигла определенного уровня совершенства, чтобы вступить во взаимодействие с духом

Так должна была появиться Дева Мария как материя такой необыкновен­ной частоты и совершенства, чтобы она могла вступить во взаимодействие со столь высоким духом, дабы мог родиться сын Иисус.

При взаимодействии совершенствуются оба начала:

- Дух обретает опыт взаимодействия с материей. Он учится управлять разви­тием во все большем пространстве за меньшее время, при этом его энерго­емкость возрастает;

- Материя тоже совершенствуется. Она учится воспринимать все более тон-

кие и более высокие вибрации духа, поднимаясь в своем развитии по пути эволюции.                                                                                                       

Все происходит по соответствию вибраций. По родству вибрации и соответ­ствию программы развития люди воплощаются на земле в определенное время и в определенном месте. По уровню накопленного опыта они взаимодействуют друг с другом и с окружающим миром. По принципу общности целей и интересов люди создают семьи, объединяются в коллективы и группы. При этом во всех формах единения всегда происходит взаимодействие как по горизонтали, так и по вертика­ли. Причем, это касается не только людей, но и любых Других систем жизни.

Горизонтальная поляризация (рис. 1а):

- взаимодействие одноуровневых систем;

- в одном пространственно-временном континууме;

- синергетическое взаимодействие;

- по принципу взаимодополнения недостающего опыта развития.

Например, между: электроном и протоном; между атомами; людьми; коллектива­ми; планетами; звездами.

Вертикальная поляризация (рис. 1б, 1в):

- взаимодействие разноуровневых систем;

- в разных континуумах;

- иерархическое взаимодействие;

- по принципу соответствия вибраций уровней причины и следствия (рис. 1в): 1 -7; 2-6; 3-5.

Например: человек - коллектив, коллектив - общество; общество - человечество; человечество - планета; планета - Солнечная система.

Иерархическое (вертикальное) взаимодействие - это всегда взаимодей­ствие между системой и подсистемой.

В реальности происходят одновременно и иерархические, и синергетичес-кие взаимодействия. Поэтому развитие происходит по спирали (рис. 1г).

Например: взаимодействие коллектив-человек- это вертикальное взаимодействие. В то же время, члены данного коллектива вступают в горизонтальное взаимодействие. По отношению друг к другу они являются одновременно и причиной, и следствием, т к. взаимодействуют с целью познать друг друга, чтобы, объединившись, постичь цель развития всего коллектива.

Охарактеризуем суть закона полярных взаимодействий, закона дуальнос­ти, закона единства и борьбы противоположностей и проявление этого зако­на в системных отношениях:

1. Каждой системе, каждому явлению присуща дуальность, двойствен­ность, т.е. наличие пары противоположностей.

2. Противоположности не существуют друг без друга и находятся в постоянной взаимосвязи - в этом суть их единства.

3. Борьба, напряжение, конфликт между противоположностями -есть источник и движущая сила любого развития.

4. Напряжение порождает стремление к равновесию и гармонии, ко­торые, в свою очередь, являются лишь относительными состояниями -переходными процессами в многоуровневых системах.

5. Система задает программу развития подсистемы, которая являет собой синтез опыта множества разноуровневых систем жизни.

6. Система стимулирует развитие подсистемы, направляя развитие подсистемы по наиболее эффективному пути, то есть по пути с наимень­шими затратами.

7. Эффективность развития подсистемы определяется именно тем, насколько она способна познать цель и критерии развития системы.

Рассмотрим проявление закона полярных взаимодействий в различных сферах жизнедеятельности человека и в различных областях знаний.

  В. Франкл считал, что "здоровая доза напряжения является необходи­мым атрибутом человечности и необходима для душевного благополучия".

• В этом суть принципа развивающего обучения в педагогике: первейшая задача учителя состоит в том, чтобы своевременно поставить перед учени­ком актуальную задачу такого уровня, которая явится стимулом к познанию. По сути, мудрбсть учителя состоит в том, чтобы стимулировать в душе учени­ка творческий конфликт, создавая напряжение, которое будет способствовать рождению нового в недрах старого. Т.о. создается напряжение, которое по­зволит преодолеть сопротивление старого для рождения нового, что и будет максимальным стимулом развития.

  Это хорошо знакомо спортсменам, постоянно поднимающим на трени­ровках планку своих устремлений, тем самым каждый раз отрекающимся от старых достижений, пусть и совершенных на данный момент.

  Об этом помнят врачи, когда до определенного предела не рекоменду­ют сбивать повышенную температуру, чтобы стимулировать иммунную си­стему организма.

• Также сейчас в медицине принято не назначать без острой необходимо­сти длительный постельный режим даже после операции.

    Здоровье организма обусловлено чередованием напряжения и разрядки. . Лишь при заболеваниях организм стремится любым путем избежать напряжения.

• О двойственности проявления стресса писал Ганс Селье: "Полная сво­бода от стресса означает смерть. Мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни".

В зависимости от нашего отношения к стрессу его действие может быть как губительно, так и благотворно.

Поскольку стресс как напряжение, как требование необходимости пере-  стройки в соответствии с возникшей ситуацией сопутствует любой деятель­ности, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает.

  Об этом скажет каждый альпинист, ибо восхождение возможно лишь через преодоление земного притяжения.

В ФИЛОСОФИИ

• двойственность проявлена следующим образом:

- причина - следствие;

- общее - частное;

- идеальное - материальное (к основному вопросу философии);

- новое - старое;

- абсолютное - относительное.

• Основной вопрос философии; что первично дух или материя?

• Закон единства и борьбы противоположностей —один их трех ос­новных законов диалектики:

- каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположно­стями в диалектике понимают такие отношения, которые, с одной стороны, находятся в неразрывном единстве, с другой - взаимоисключают друг друга;

- нет противоположностей без единства и нет единства без противоположностей;

- единство противоположностей образует противоречие;

- противоречие - это главная категория диалектики, внутренний источник и движущая сила развития.

• Именно на разрешении противоречий строил свои знаменитые диалоги Сократ. Задавая вопросы, он демонстрировал противоречия в рассуждени­ях собеседника. Сократ считал, что раскрытием этих противоречий устраня­ется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, по­буждает человека к поискам подлинной истины.

в психологии

• двойственность проявлена в понятиях:

- объект-субъект;

- отражение-преображение (2 стадии процесса познания);

- анализ-синтез (2 функции мышления: аналитическая и синтезирующая);

- рациональное - иррациональное;

- сознательное -бессознательное.

• К. Юнг писал о том, что в каждом человеке присутствуют мужское и женское начала:

- анима - женское начало в мужском;

- анимус - мужское начало в женском.

  Трехфакторная теория развития в психологии базируется на том, что биологическое начало есть важнейшее условие развития, социальное -источник, а активное взаимодействие - движение психического развития.

При этом гносеологический релятивизм обосновывает тот факт, что, по мере развития сознания, биологическое (наследственное) ослабевает. В то же время, значение социального взаимодействия возрастает.

• Культурно- историческая концепция Л.С.Выготского в психологии рас­сматривает двойственность проявления человека: индивидуальность каждой личности и ее проявление в русле единства всего исторического процесса.

Л.С.Выготский, изучая сознание как продукт общественно-исторического развития, обосновывает тот факт, что личность определяется социальными отношениями и, в то же время, влияет на них.

• Двойственность природы сознания с точки зрения гносеологичес­кого релятивизма:

сознание является одновременно и результатом взаимодействия объекта

и субъекта, и, в то же время, фактором, определяющим уровень взаимодей­ствия и качество последующей деятельности, направленной на синтез усло­вий развития и преображение той психологической системы, в которой про­явлен данный субъект.

В ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

Основной принцип управляемого формирования систем - минимизация конф­ликта, который возникает при невыравненности субъект-объектных отношений.

Если нет связи причины и следствия, возникает конфликт, когда "низы не хотят жить по-старому", а "верхи не могут управлять по - новому".

Эволюционная теория управления как сфера причин должна быть осоз­нана и принята субъектами управления, выступающими как сфера следствий.

Тогда развитие становится управляемым.

Тогда образуются системные отношения с минимальными и управляемы­ми конфликтами, что позволяет подготовить условия для качественного об­новления системных отношений.

В АНАТОМИИ

2 полушария головного мозга, 2 руки, 2 ноги, 2 уха, 2 глаза, 2 ноздри, 2 губы Мы живем во 2-й Солнечной системе, поэтому двойственность пред­ставлена так широко.

В ФИЗИОЛОГИИ

- окислительно-восстановительные процессы в клетках;

- возбуждение - торможение в коре головного мозга;

- сокращение - расслабление мышц;

- вдох - выдох;

- артериальный и венозный круги кровообращения;

- кислотно-щелочная среда в системе пищеварения;

- мужские и женские половые гормоны;

- процессы поглощения и выделения в выделительной системе.

Посредством энерготел мы взаимодействуем с окружающим миром - гори­зонтальная поляризация. Опыт взаимодействия собирается в энергоцентрах и передается в торсионное поле над головой - вертикальная поляризация.

В СИСТЕМЕ ВСЕСТОРОННЕГО ЕСТЕСТВЕННОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

В основе концепции естественного оздоровления лежит тезис: "Бо­лезнь - это подавленная жизнь души и нереализованные творческие спо­собности человека". Болезнь - это результат неполноценного энергообмена человека с окружающим миром и энергосистемой планеты как причины раз­вития человека, Таким образом, неполноценный энергообмен и подавленная жизнь души - это причина, а болезнь ~ следствие. Поэтому не "в здоровом теле - здоровый дух", а здоровье духа обеспечивает здоровое тело, ибо дух - причина, а тело - следствие.

В МАТРИЦЕ

- двойственность каждого знака Зодиака;

- двойственность каждой детерминанты свойств;

- коэффициент "2" (вторая Солнечная система).

Наложение матриц:

- одинаковые потенциалы - притяжение душ (общая программа);

- взаимодополнение по потенциалам - притяжение личностей (возможность дополнить друг друга).

Чем больше 1-я цифра дня рождения, тем больше разница потенциалов между 1-м и 3-м числом 2-го рабочего ряда, тем больше напряжение между программой души и программой личности.

В матрице может быть ярче выражен "мужской" либо "женский" крест.

- "мужской": внешняя активность;

- "женский": принятие, проявление через других.

В ФИЗИКЕ

-  полярность электрического и магнитного поля: "+" и "-" в электричестве, северный и южный полюса магнита;

- принцип Гюйгенса как принцип взаимодействия по соответствию вибраций;

-  двойственность самой природы света: свет как частица (корпускулярная теория света) и свет как волна (электромагнитная теория света)

В ЗНАКОВОЙ СИСТЕМЕ

"—" - горизонтальная поляризация;

"+" - полнота взаимодействия (полнота горизонтальной и вертикальной поля­ризации).

В то же время это символ креста, распятия- как только достигнута полнота взаимодействия, происходит трансформация отношений, переход к построе­нию новой системы жизни.

В СКАЗКАХ

- постоянная борьба добра и зла;

- этот страшный волк, который гоняет то зайца, то 3-х поросят, то 7-х козлят Но тот же волк-санитар леса (проявление двойственности)

- А. С Пушкин "Сказка о Царе Салтане". Какую девицу выбирает царь? -Ту, которая проявила готовность реализовать именно его программу - "родить ему богатыря" (т.е ту, которая исполняет свое предназначение материи, при­нимающей, вынашивающей и реализующей программу духа)

В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

- "Нет худа без добра" (проявление двойственности);

- "Рыбак рыбака видит издалека", "С кем поведешься, от того и наберешься" (горизонтальная поляризация),

- "Свято место пусто не бывает", "Когда готов ученик, приходит учитель" (вер­тикальная поляризация),

-  "На то и щука, чтобы карась не дремал" (стимулирует карася к развитию, создает необходимое напряжение);

В БИБЛИИ

- "И создал Бог каждой твари по паре",

- "И да прилепится жена к мужу своему, и станут они одним целым";

- "Двое будут в одной постели - один возьмется, другой - вставится",

- "Возлюби врага своего как самого себя"

В ПУТИ ХРИСТА

- Иисус - Иуда; Христос - Антихрист (как 2 полюса и оба равно необходимы для создания напряжения, чтобы стала возможной трансформация);

На Голгофе Христос объединяет Мать Марию и ученика Иоанна как символ материи и души, символ будущей эпохи Майтрейи, единения души и личности Следует отметить, что на стадии инволюции одноименные заряды оттал­киваются, а разноименные - притягиваются. Так Искра Духа устремляется в Материю, движимая желанием помочь меньшим жизням в их эволюционном развитии и при этом накопить собственный опыт. Так Отец  (позитивный центр) некогда направил своего Сына имеющего такую же положительную поляр­ность) на Землю (имеющую отрицательную полярность). В точке перехода с инволюционной стадии развития на эволюционную происходит переполяри­зация: в негативной материи зарождается собственный позитивный центр (огонь материи), начинается восхождение одухотворенной Материи. Это и есть возвращение Сына к Отцу в виде восходящего Духа Святого (плюса к плюсу). Т о. на эволюционной стадии одноименные заряды притягиваются.

В ГРУППОВОМ ТВОРЧЕСТВЕ

- Группа - позитивный центр для окружающего мира;

- Координационный совет - для группы,

- Координатор - для координационного совета,

- Двойственность проявления каждого человека в группе" как яркая индивиду­альность и как часть единого коллектива. И то, и другое одинаково важно: важ­но, насколько человек ярко проявлен как индивидуальность - иначе группа будет слабая и невыразительная, но не менее важно, насколько человек может вписаться в группу, стать полезным, нужным другим, насколько он умеет про­являться через других. "Забудь себя ради себя, береги себя ради других".

В ОТНОШЕНИЯХ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Мужчина, мужское начало - это дух, позитивный импульс в окружающем мире: его функция одухотворяющая; тот, кто приходит с программой разви­тия; тот, кто задает программу развития

Женщина, женское начало - это материя, принимающее начало; синте­зирующее начало; глубокая внутренняя работа; функция вынашивающая.

Мужчина - стратегия. Женщина - тактика.

Предназначение Мужчины разработать программу развития; найти ту женщину, ту материю, которая будет готова принять эту программу; стимули­ровать творчество женщины.

Предназначение Женщины принять программу мужчины; выносить ее, родить новую суть, новое качество; адаптировать ее к условиям окружающе­го мира, провести программу в окружающий мир (полноценно и неискажен­но); собрать опыт реализации программы (все самое лучшее, самое ценное); передать этот опыт мужчине для принятия новой программы.

Очень важно, чтобы, создавая семьи, мы понимали и учитывали это. Ибо не так просто найти свое полярное начало И трагедии наших семей часто заключаются в том, что женщина не научилась вынашивать творящий им­пульс мужчины, а мужчина при этом не стремится повышать свой уровень сознания, для того чтобы соответствовать качеству духа, быть большей сис­темой по уровню развития и стимулировать духовное развитие женщины Но и здесь все относительно Мы знаем, что одна и та же система жизни может выступать как большей, так и меньшей системой, как мужским, так и женским началом В зависимости от того, где и как эта система жизни проявляется

Так душа, облекаясь в оболочку личности, всегда является мужским пози­тивным импульсом по отношению к личности Но личность может быть как мужчиной, так и женщиной. Также и женщина, если она духовно более разви­та и вступает во взаимодействие с мужчиной, который в данный момент ду­ховно менее активен, то эта женщина является в этот момент по отношению к этому мужчине - позитивным мужским творящим импульсом. Хотя, в целом, по отношению к другим мужчинам и женщинам, близким ей по вибрациям, она останется женским началом

В ПЕДАГОГИКЕ

Можно рассмотреть ситуацию "учитель и ученик"

Учитель как Дух, как позитивный творящий импульс Тот, кто несет про­грамму развития Ученик как материя, которую учитель призван одухотворить, При этом импульс учителя должен быть достаточен, чтобы он мог плодотвор­но провести урок и помочь ученикам выйти на новый уровень творчества В противном случае он утрачивает контакт с классом, перестает контролиро­вать ситуацию В резупьтате этого рождается хаос Ученики начинают дикто­вать свои условия Это означает, что энергоемкость учителя недостаточна для одухотворения учеников, учитель не соответствует предназначению по­зитивного центра (в этот момент, по отношению к этому классу).



Hosted by uCoz