В.Касьянов, Ю.Твердохлебова 

Чакральная система

 

ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ

Концепция чакры, сложившаяся в йогической традиции

Проявление чакры в составляющих энергетической структуры человека

Формирование чакры

Строение чакры

Природные Стихии и чакры

Цвет и звук чакры

Символика чакр

ЧАКРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Муладхара-чакра

Свадхистхана-чакра

Манипура-чакра

Анахата-чакра

Вишуддха-чакра

Аджня-чакра

Сахасрара-чакра

 

 

ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ

 

Концепция чакры, сложившаяся в йогической традиции

 

Существует множество концепций чакр, которые из­ложены в основных йогических трактатах и в рабо­тах многочисленных комментаторов этих трактатов. Основаны они на космогонической концепции, по которой человеческое существо являет собой воп­лощение микрокосма и потому включает в себя про­явления всех структурных его элементов. В общем и целом ЧАКРА в этих концепциях определяется как результат взаимодействия неких вибрационных сред, формируемых пя­тью первоэлементами или стихиями (Земля, Вода, Огонь, Воз­дух, Эфир) и двумя основными управляющими силами (Хаос и Порядок).

Предлагаемая концепция чакральной системы человека является развитием традиционной концепции. Основной упор здесь сделан на психоэнергетическое содержание. В основе на­шей концепции лежит принципиально новое понимание про­явления Природных Стихий и их взаимодействия в психоэнер­гетической жизни человека. Фактически, мы приходим к выво­ду, что процесс формирования чакр есть результат интерферен­ции не пяти, а значительно большего количества вибрацион­ных сред, являющихся проявлением значительно большего ко­личества Стихий, чем принято было считать до сих пор.

Чтобы обрести знание чакр, их необходимо фактически чувствовать, а не просто иметь о них информацию. Данное здесь описание качеств чакральных энергий не есть плод чисто ин­теллектуальных размышлений или анализа литературных первоисточников, но было получено «видящими» в состоянии глу­бокого сверхчувственного погружения в созерцание «тонкого» строения Мира как информация, непосредственно данная Си­лами высших иерархических уровней для «выдачи» в челове­ческий социум планеты Земля на одном из самых критических переломов в его развитии.

 

Проявление чакры в составляющих энергетической структуры человека

Чакра есть целостная система, которая имеет свое проявление на всех планах бытия, то есть на всех уровнях энергетической структуры человека — от физического тела до самых «тонких» ее составляю­щих. Любое изменение проявления целостной сис­темы чакры в составляющей более высокого иерархического уровня соответствующим образом изменяет струк­туру проявления чакры в «нижележащем» теле: тела Души «от­страивают» ментальное тело, ментальное тело управляет аст­ральным телом и «отстраивает» его, состоянием астрального тела определяется состояние эфирного, а от того, что происхо­дит на уровне эфирного тела, полностью зависят процессы, имеющие место в физическом. В настоящей работе исследуют­ся психоэнергетические проявления целостной чакры на одном из уровней эфирного плана.

Эфирное тело не есть некая линейная структура. В различ­ных аспектах «видения» в нем выделяются различные уровни. На самом первом — самом «ближнем» по отношению к физи­ческому плану — каждой чакре соответствует свое основное сплетение энергетических потоков тонкого тела, или энергети­ческий узел — грантхи. Сама же чакра — это вихрь еще более «тонкой» природы. Грантхи — энергетические узлы самого «грубого» эфирного уровня. Они расположены в зонах локализа­ции центров конических вихрей чакр.

Чакра контролирует функциональное состояние грантхи, а уже грантхи — регулирует деятельность органов, отделов не­рвной системы и секреторную активность эндокринных желез. Соответствие «между силами, стихиями, планами бытия, семью чакрами и семью основными грантхи» описано Свами Шива-нандой в работе «Йога-терапия».

Предметом данного исследования являются тонкоэнерге­тические структуры собственно уровня существования чакр, то есть непосредственно того уровня эфирного тела человека, на котором чакра представлена в виде совокупности спирале­видных конических вихревых потоков.

Формирование чакры

Потенциальная точка, вокруг которой может раз­виться чакральный центр, лежит на пересечении энергетических каналов, но само пересечение еще не есть сформированный центр. Если взять пара­метры «энергетичности» этой точки и сравнить ее просто с какой-нибудь точкой в канале, то здесь потенциал будет выше. Это, однако, не означает, что данная точка есть чакра. На одном из планов эфирного тела чакра представ­лена спиралевидным конусом, который формируется1 на опре­деленном этапе духовного развития человека. Познавая при­роду страстей, чувств, переживаний, разочарований, желаний, человеческое существо приобретает опыт, определенное накоп­ление и осознание которого может трансформировать его со­знание, что и даст возможность появления новых энергий на потенциальной чакре. На каком-то этапе эти энергии вызовут трансформацию проявления чакры во всех составляющих энер­гетической структуры, относящихся к иерархически более вы­соким уровням строения «тонкого» тела. За человеком стабиль­но закрепится приобретенный духовный опыт и измененное состояние сознания, когда информация об этом опыте будет зафиксирована в телах Души. В новых рождениях проявление чакры на высших телах «выстроит» ее на всех нижних телах эфирного уровня, проявляя в человеке духовный статус, дос­тигнутый в прошлых перерождениях.

Точки пересечения — грантхи — (для нижних четырех чакр) создаются основным энергетическим каналом (Сушум-на) и опоясывающими каналами. На уровне сердечного центра добавляются отводы каналов в руки, на уровне копчикового — в ноги. На уровне горлового и межбровного центров опоясы­вающих каналов изначально может и не быть, они появляются в зависимости от устремления к развитию соответствующих чакр.

На точках пересечения опоясывающих каналов с правым и левым потоками (Идой и Пингалой соответственно) образуются точки, в которых формируются дополнительные «боковые» чак­ры, степень развития которых идентична (равна по количеству энергии на каждом витке) степени развития основной. В зави­симости от состояния восприятия, у одной из этих дополни­тельных боковых чакр может быть количество энергии чуть меньше (в левой, например), чем в другой (правой) при преоб­ладании мужского или женского состояния восприятия. Это никак не влияет на количество энергии основной — середин­ной — чакры, равно как и на объем, занимаемый ею в простран­стве. Энергетическое различие между правой и левой боковы­ми чакрами существует, пока человек в собственном восприя­тии отождествляет себя с мужчиной или женщиной. При даль­нейшем развитии духовного осознания, когда исчезает само­отождествление с мужским или женским человеческим суще­ством, эти чакры сливаются, и никакого различия между ними нет. Однако даже когда оно есть, разница в состоянии собствен­но правой и левой боковых чакр очень незначительна. Более явственно она проявляется в соотношении потоков энергии в каналах и эфирного тела. Преимущественная открытость ка­налов левой или правой стороны тела ведет к преимуществен­ному проявлению человеком мужских или женских качеств. Никаких принципиальных различий в строении чакральной си­стемы мужского и женского человеческих существ нет. Все «тон­кие» различия между мужским и женским воплощениями оп­ределяются состоянием ума и восприятия, и, как следствие, уров­нем самоосознания.

Потенциально основные каналы есть у всех людей. В зави­симости от состояния человека, они могут быть открыты или закрыты. По мере духовного развития их открывается все боль­ше и больше. Открытый канал — чистый, по нему течет энер­гия; закрытый — заблокирован, в нем потока практически нет. Духовное развитие человеческого существа может привести к формированию сорока девяти чакр, что может дать импульс как открытию всех потенциально заложенных в человеческой энер­гетической структуре каналов, так и. образованию принципи­ально новых.

 

Строение чакры

 

Чакра представляет собой поток эфирной субстан­ции, т. е. энергетический поток, состоящий из не­скольких как бы вложенных друг в друга спираль­ных конических вихрей, имеющих общую верши­ну, которая находится в точке пересечения Сушум­ны с опоясывающим каналом. При увеличении количества энергии витки потока расширяются. В пределе чакраль­ный поток может слиться с потоком энергии соответствующей Стихии Вселенной (т. е. чакра может расшириться на всю Вселенную, в этом случае человек становится, так сказать, «граж­данином Вселенной»). Если течение в чакральном потоке на­правлено вверх — от вершины к основанию — проявляются «прямые» качества этой энергии, если же течение энергии на­правлено вниз — «обратные» качества. Направление движения потока энергии может активно изменяться в конических состав­ляющих трех нижних чакр. В верхних чакрах, начиная с сердеч­ной, энергия конкретного конуса либо присутствует, и тогда ее течение направлено вверх, либо ее нет, то есть соответствую­щий конус просто-напросто отсутствует. Возможны также про­межуточные варианты, когда энергия присутствует в виде ста­тического поля, в котором отсутствует поток.

Каждая чакра содержит в себе определенный комплекс энер­гий Стихий. Они проявляются в количестве витков конических спиралей на эфирном уровне. Символически их изображают в виде лепестков лотоса. Кроме энергий этих витков, на каждой чакре присутствует фоновая общая энергия чакры, которая рав­номерно распределяется по всем виткам: на Муладхара-чакре — Стихия Земли, на Свадхистхана-чакре — Стихия Воды, на Ма­нипура-чакре — Стихия Огня, на Анахата-чакре — Стихия Воз­духа, на Вишуддха-чакре — Стихия Эфира, на Аджня-чакре — Стихия Воли, на Сахасрара-чакре — Космос Общая Стихия чак­ры отражает ее основное предназначение и обеспечивает нор­мальное функционирование.

Природные Стихии и чакры

 

Стихия — это энергетическая мыслящая субстан­ция, имеющая свою внутреннюю иерархию. Каж­дая Стихия обладает своими психическими свой­ствами, характером, способами существования и функционирования. Есть Стихии, которые стано­вятся доступными для восприятия лишь на опре-

деленном этапе духовного развития человеческой сущности. Это значит, что их Суть, их вибрации могут соотноситься лишь с определенным образом устроенными энергетическими струк­турами человеческих существ. Для того, чтобы человек стал носителем качеств таких Стихий, как Любовь, Сострадание, Нежность, Творчество, Гармония, Нирвана, ему необходимо проделать нелегкий Путь в осознании себя, Путь в приобрете­нии опыта Души, Путь, трансформирующий его от той исход­ной точки существования, где он был лишь потенциальной воз­можностью формирования Человека.

С точки зрения функционирования потоков энергий Сти­хий необходимо выделить два существенных момента: быть носителем энергий той или иной Стихии — это одно, а прояв­лять качества и свойства этих энергий — совсем другое. В пер­вом случае речь идет о состоянии психики, носителем которо­го может быть человек и, переживая которое, он может переда­вать его другим. Во втором — о проявлении в мире действий, в мире физических явлений.

Каждая Стихия «тонкого» Мира есть первооснова для чего-то в материальном мире. В организме человека она играет об­разующую и управляющую роль (например, стихия Воды есть первооснова для всех жидких форм материи). Есть Стихии, ко­торые изначально присутствуют в каком-либо органе человека и отсутствие или избыток которых может быть опасен для здо­ровья и даже для жизни. И есть другие, которые появляются в чакральной системе или в других энергетических структурах, только начиная с определенного уровня духовного развития.

 

Цвет и звук чакры

 

Каждая чакра имеет большую гамму цветовых от­тенков и звуков. Цвета, как и звуки, отличаются только частотой вибраций. Любое изменение час­тот вибраций энергий чакры приводит к измене­нию ее цветопроявления и характера звучания. Сле­дует, однако, иметь в виду, что нет и не может быть некоего абсолютного цветового и звукового вое-

приятия. У каждого конкретного человека, в зависимости от его уровня духовного развития, от состояния ума на данный момент, оттенки звукового и цветового восприятия чакр будут варьироваться.

 

Символика чакр

 

Традиционно витки спиральных потоков энергий чакр символически изображали в виде лепестков лотоса, цветки которого символизировали сами чак­ры. Лепестки рисовали в один или два ряда в зави­симости от количества энергетических спиралей. Можно было бы рисовать лепестки меньшими и вместить их в один круг, но тогда могло создаться

ошибочное впечатление о меньшем количестве энергии, сим­волизируемой каждым из них. Поэтому, чтобы избежать оши­бочных интерпретаций, их рисовали равными, но располагали в два ряда. На лепестках были нанесены санскритские буквы, которые сегодня уже не имеют никакого отношения к истин­ному значению и проявлению энергий. Эта «система обозначе­ний» была принята в определенное время в определенном со­циуме вполне конкретной страны и отражала бытовавшие в ту эпоху интерпретации. Фактически, у духовно развитого че­ловека чакры имеются во всех частях энергетической структу­ры. Для того, чтобы «закодировать» истинное значение имею­щихся на них энергий, не хватило бы никакого алфавита.

 

ЧАКРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

 

Чакральная система начинает развиваться только у тех людей, которые пробуждают в себе осознанное устремление к духовному развитию. Если можно условно говорить о том, что энергетические кана­лы есть у всех людей, то чакра как зона концентрации и накопления определенных энергий, которые выражают­ся в не менее определенных качествах и способностях человека, есть далеко не у всех. В данной работе описаны семь основных чакр: Муладхара-чакра (копчиковый энергетический центр), Свадхистхана-чакра (центр сексуальной энергии), Манипура-чакра (пупочный энергетический центр), Анахата-чакра (сер­дечный энергетический центр), Вишуддха-чакра (горловой энергетический центр), Аджня-чакра (межбровный энергети­ческий центр), Сахасрара-чакра (макушечный энергетический центр).

Как уже говорилось, состав чакральной системы человека не ограничивается традиционно принятыми семью чакрами. Чем выше уровень самоосознания человека, чем выше его ду­ховный статус, тем более развита у него чакральная система, не только в смысле наличия количества и качества соответствую­щих энергий на каждом центре, но и в смысле количества чакр. Назвать максимально возможное количество потенциальных чакр автор считает затруднительным. Древние ведические ис­точники дают косвенную информацию о том, что их — сорок девять. Уровень же современного знания об энергетической структуре человека, включающий новую информацию о коли­честве и взаимодействии Стихий, дает возможность предпола­гать, что чакр может быть сто восемь, а возможно, и более.

В работах адептов йоги встречаются описания не только семи традиционно принятых энергетических центров, но и та­ких, например, как Сурья-чакра (эфирная копия солнечного сплетения), Манас-чакра (между солнечным сплетением и Ана­хатой), Лалата-чакра (верхняя часть лба). Личный опыт авто­ров показывает, что реально в человеческом социуме встреча­ются индивиды, уровень духовного развития которых таков, что у них фактически просматриваются 9—12, а иногда и большее количество реально функционирующих чакр.

Имеются особенности функционирования трех нижних центров, наличие которых может быть и не связано с процес­сом духовного роста, духовного развития. Их качественное раз­витие во многом зависит от процесса духовного совершенство­вания, но наличие их, как таковых, наблюдается у большинства людей, ибо они связаны с тремя фундаментальными аспекта­ми существования всех человеческих существ. Муладхара-чак­ра — самосохранение и размножение; Свадхистхана-чакра — сексуальная жизнь; Манипура-чакра — поглощение и перера­ботка пищи, а также действия, направленные на «добычу про­питания». Если в своем развитии дальше этих аспектов человек не идет, то, как правило, эти центры наполнены потоками энер­гии одного, максимум — двух качеств. Но, тем не менее, чакры есть и энергия на них присутствует. Говорить о том, что эти нижние центры никакого отношения к духовности не имеют, нельзя. Совершенствуясь, человек может развивать и реализо­вывать все максимальные возможности, заложенные в этих цен­трах. Но это станет реальным для человека после того, как он обретет поток энергии сердца. Потребность изменять и одухот­ворять жизнедеятельность своих нижних центров человек на­чинает ощущать только в том случае, если у него хоть в какой-то мере начала развиваться Анахата-чакра. Эволюция чакраль­ной системы возможна только через сердце.

Поэтому особенность развития верхних чакр (Вишуддхи, Аджни, Сахасрары) состоит в том, что без развития сердечного центра они развиваться не могут. Возможно их одновременное развитие с сердечной чакрой, однако наличие энергий на сер­дечном центре при этом обязательно. Не может быть так, что­бы энергия была на центре, например, «Третьего глаза», а серд­це при этом оставалось бы пустым.

Путь развития и совершенствования чакральной системы труден и долог. Он связан с опытом всех наших прошлых пере­рождений. Развитая чакральная система — это отражение боль­шого опыта души. В рамках одной жизни можно совершенство­вать чакральную систему целенаправленно, давать развитие той или иной чакре, но общий уровень развитости чакральной сис­темы будет отражением не одной этой жизни, а результатом духовного опыта, накопленного во всех предыдущих.

Понятия «открытая» и «закрытая» чакра реально ничему не соответствуют. Можно говорить лишь о развитости, нераз­витости, либо полном отсутствии энергетического центра как такового. Максимально развитый энергетический центр — это центр, наполненный восходящими потоками всех тех энергий, наличие которых на нем, в принципе, возможно. Соответствен­но, у человека проявляется наличие всех тех психоэнергетичес­ких качеств, которые этим энергиям соответствуют. Из-за того, что развитые верхние энергетические центры встречаются край­не редко, наличие хоть какой-нибудь энергии на них послужи­ло поводом для того, чтобы говорить о некой «открытости». На самом деле, в основе противопоставления «открытость чакры — закрытость чакры» лежит противопоставление «отсутствие центра как такового вообще или наличие хоть какой-нибудь энергии на нем».

У понятия «максимально развитая чакра» есть «нижний предел», который соответствует описанному выше. Верхнего предела, в котором понимается стремление к максимальному количеству энергии на каждом витке той или иной чакры, нет. В пределе количество энергии на чакре человека может быть эк­вивалентным количеству энергии данного типа, наличной во Вселенной. Существуют конкретные техники расширения чакр. Например, концентрированное созерцание потока энергии фоновой Стихии чакры. Успешность практики техник подоб­ного рода определяется способностью индивида концентриро­ваться на истинной энергетической сути Стихии и удерживать концентрацию в течение значительных промежутков времени. Если такой способностью человек не обладает, то медитатив­ные практики подобного типа превращаются в технику расши­рения эфирного тела.

Одинаковый размер чакральных вихрей — это результат целенаправленной работы с чакральной системой. Ошибочен путь преобладающей работы над одной или двумя чакрами, которые выбираются, как приоритетные. Целостности и гармо­ничности человек может достичь, развивая всю чакральную систему в целом, открывая в себе все многообразие энергий, качеств и способностей, потенциально заложенных в ней.

Иногда, дойдя в своей духовной эволюции до уровня, на котором появляются энергии сердечного центра, человек выде­ляет Анахата-чакру — как единственно важный центр — в ка­честве приоритетного объекта для дальнейшей психоэнергети­ческой практики. Это — достаточно распространенная тенден­ция, которая вряд ли может свидетельствовать о гармонии, хотя в этом случае автоматически «нарабатывается» энергия на Са­хасрара-чакре и открывается потенциальная возможность раз­вития остальных центров. Но возможность полной гармонии осознанного функционирования всех чакр оказывается упущен­ной.

Если человек на каком-то этапе не идет по пути осознанно­го духовного развития, и реальная практика его жизни в этот момент далека от духовной практики, то качества (энергии), наработанные на чакрах в прошлых воплощениях, рано или поздно так или иначе начинают проявлять себя. Если человек не обращает внимание ни на какие «знаки судьбы» (болезни, несчастные случаи, встречи с людьми, занимающимися какой-либо духовной практикой), то чакральные вихри, наработан­ные ранее, будут деградировать. Практически все люди, кроме тех немногих, кто наделен особыми миссиями, частично деградируют в начале каждого последующего воплощения до момента восстановления ранее наработанного уровня осознанности. В таких случаях границы чакральных вихрей остаются четко зафиксированными, неза­висимо от того, насколько человек осознает энергию, в них при­сутствующую. За счет этого сохраняется потенциальная воз­можность наполнения чакр энергией до тех границ, которые были наработаны в предыдущих воплощениях. Любая корректная духовная практика очень быстро восстанавливает энерге­тический потенциал чакр.

           

Неумение управлять эмоциональными состояниями при­водит к неконтролируемому возбуждению чакр и потере энергии вследствие отклонения осей чакральных вихрей от верти­кали. Например, при неосознанном поиске сексуального парт­нера возбуждается Свадхистхана-чакра. Сильное возбуждение отклоняет ось конуса чакры на 90 градусов, в результате чего появляется возможность формирования канала отдачи энергии. Возбуждение и отклонение чакры возможно только при обра­щении потока сознания вовне.

Очень часто человеческой сущности, воплощенной в фи­зическом теле, приходится затрачивать немало времени на то, чтобы вспомнить, кем она в действительности является. В те­чение значительной части жизни такой человек может не иметь реального доступа к осознанному управлению наличествующи­ми в чакральных вихрях потоками энергии при потенциально заполненных чакрах. Оказавшись в подобной ситуации, чело­век чувствует реальный уровень Силы, заложенной в нем. Од­нако в связи с тем, что он не предпринимает попыток устано­вить контроль над этой Силой, его собственная «психоэнерге­тическая жизнь» остается для него неподконтрольной, и любые эмоциональные всплески становятся точками существенных потерь «жизненной силы». Человек реально обладает имеющей­ся энергией, и ее может быть очень много, поэтому любой эмо­циональный всплеск вызывает достаточно мощный «энергети­ческий выброс», который чреват разрушительными последстви­ями не только для энергетических структур окружающих, причем не только тех, на кого непосредственно направлены эмо­ции «всплеска», но и для энергетической структуры самого че­ловека. Естественно, разрушительные последствия подобной си­туации не проходят бесследно для физического тела — органи­ческой составляющей энергетической структуры. Отсюда — важность контроля своих эмоциональных проявлений. Одним из способов обретения такого контроля является практика тех­ник интегральной тренировки. Никакое интеллектуальное зна­ние о чакральной системе не может заменить индивидуальный опыт практического познания.

 

Муладхара-чакра

 

Муладхара-чакра — центр обеспечения жизненных потребностей физического тела. Наличие этой чак­ры в энергетической структуре человека обусловле­но самим фактом воплощения сущности на Земле. Муладхара-чакра содержит четыре типа энергии, каждый из которых представлен потоком одного спирального конуса эфирного чакрального вихря. Таким обра­зом, всего Муладхара-чакра содержит четыре потоковые ком­поненты, которые при условии наличия адекватного «видения» воспринимаются как вложенные друг в друга конические вих­ри. Во всех четырех компонентах комплексного энергетическо­го вихря чакры присутствует общая энергия, которая равномер­но распределена по ним — это энергия Стихии Земли. Кроме того, каждый из спиральных конических потоков имеет свой­ственную только ему одному специфическую составляющую. Стихия, являющаяся общей для всех витков чакры, отражает основное предназначение чакры и обеспечивает ее функциони­рование.

«Видящий» может воспринимать цвет энергетических по­токов, образующих Муладхара-чакру, как насыщенный желто-коричневый — цвет энергии доминирующей Стихии.

Мы рассматриваем конические вихри Муладхара-чакры, начиная с внешнего. В таком же порядке мы будем рассматри­вать спиральные компоненты и всех остальных чакр.

Первый — «внешний» — конус чакрального вихря Мулад­хары ответственен за психоэнергетическое управление програм­мами жизнеобеспечения. Сюда входят все подсознательные программы, обеспечивающие реализацию инстинкта самосохранения и сохранения вида, в частности, ответственные за пи­тание, сон, размножение, дыхание. В отличие от других про­грамм этого уровня, являющихся чисто индивидуальными, про­грамма размножения закладывается в энергетических структу­рах воплощенных на Земле Сущностей самой Землей как само­стоятельной Сущностью, и является фактической реализацией закона сохранения вида. Этот закон служит отражением зако­нов более высоких уровней: уровня законов Кармы и уровня законов Духовного Рода.

По мере роста осознанности, поток энергии внешнего ко­нуса Муладхары играет все менее значительную роль в жизнен­ных проявлениях человеческого существа, поскольку автома­тические подсознательные программы последовательно заме­няются осознанно сформированными «системами психоэнер­гетической безопасности и жизнеобеспечения».

Энергия внешнего конуса Муладхары является определя­ющим фактором наличия и развития физического тела чело­веческого существа и присутствует в энергетической структу­ре человека от рождения. В некотором количестве содержится в эфирных компонентах всех основных физиологических сис­тем и органов, поддерживая оптимальный режим жизнеобес­печения организма. В практике духовного совершенствования имеет значение как базовая энергия «физической основы», под­лежащая осознанной трансформации в энергии более «тонко­го» качества. Первый шаг в этом направлении — осознание ре­альности проявления в нас качеств, обусловленных столь «гру­бой» энергией. После этого появляется возможность подчинить их своему осознанному волевому управлению.

Второй конус Муладхары содержит поток энергии, отвеча­ющий за функционирование инстинкта самоуничтожения. Ес­тественным образом этот инстинкт включается в момент наступления смерти, обеспечивая отторжение и уничтожение того, что нежизнеспособно. Развитие технократической цивилизации обусловило выработку социально обусловленных морально-нравственных принципов, в силу которых осуществляется за­кономерный на данном этапе взаимообмен энергии, в ходе ко­торого молодые люди, сами отнюдь не отличающиеся абсолют­ным здоровьем, энергетически «везут на себе», на своей энер­гии, близких и родственников, давно уже исчерпавших жизнен­ную силу, отведенную их Сущностям на данное конкретное зем­ное воплощение. Такая система «энергетического донорства» нарушает нормальное функционирование инстинкта самоунич­тожения, что ведет к деградации генофонда человечества. Кро­ме того, подобные «социальные психоэнергетические отноше­ния» приводят к тому, что энергия, которую человек, по логике эволюционного процесса, должен был бы использовать на раз­витие самоосознания, растрачивается на поддержание суще­ствования утративших жизнеспособность энергетических структур. Пример «диких племен», до нашего времени сохра­нивших первобытный уклад жизни, дает возможность увидеть вариант более правильных отношений между людьми. «Род­ственная забота» заканчиваются там, где заканчивается ее есте­ственная целесообразность. Ребенок остается с матерью до тех пор, пока он действительно в этом нуждается, пока от этого за­висит его выживание. В обществе, организованном на основе такого «природного уклада жизни», хронически больных лю­дей практически не бывает: серьезно заболев, человек либо ак­тивизирует все свои силы и побеждает болезнь, либо умирает. В то же время, каждое из подобных сообществ имеет свои нара­ботанные за тысячелетия традиционные методы «собирания» энергии, что называется, «в общий котел» — своего рода мини-эгрегор — который потом используется для восстановления здоровья и целостности энергетических структур членов пле­мени, «пострадавших за общее дело».

Так же, как и энергия первого конуса Муладхары, энер­гия второго в процессе духовного развития подвергается транс­формации.

В механизме реализации инстинкта самоуничтожения за­ложена программа остановки работы всех систем и органов. И именно вследствие функционирования энергии, обеспечиваю-

щей выполнение этой программы, смерть является очень бо­лезненным актом. Тихо «уходят», а не болезненно умирают, толь­ко люди, достигшие очень высокого уровня духовного разви­тия — в их энергетических структурах все потоки энергии Муладхары к моменту «ухода» оказываются уже трансформиро­ванными. Такой человек находится вне сферы проявления за­конов, определяющих работу соответствующих инстинктов.

«Стремление выжить» и «Стремление умереть» — два клю­чевых фактора выживания человека как биологического вида.

Поток энергии третьей конической спирали чакрального вихря Муладхары отвечает за проявления инстинкта воспро­изводства себе подобных.

В настоящее время в связи с огромным количеством абор­тов в человечестве сложилась поистине трагическая ситуация, связанная с глобальным нарушением нормального функцио­нирования инстинкта воспроизводства. Это обусловливает мас­совые нарушения функционирования третьего конуса Мулад­хары, что, в итоге, ведет к катастрофическим последствиям для физического здоровья подавляющего большинства людей. Кро­ме того, в человеческих телах воплощается слишком большое количество звериных сущностей, в особенности принадлежа­щих к истребленным или вымирающим видам, что также на­рушает нормальный режим биологического и социального фун­кционирования человеческих энергетических структур.

При нормальном, естественном процессе рождения всех тех детей, которые были зачаты и, сообразно своей карме, должны были бы родиться, среди Сущностей, ожидающих очередного воплощения, не было бы никакого «ажиотажа». Сущность, чья очередь воплотиться наступила, но сделать это ей не удалось из-за аборта, сразу же пытается «зайти» на воплощение еще раз, «отодвигая» тех, кто ждет своей очереди, но еще не успел сде­лать ни одной попытки. В результате в «ведомстве» Сил, отве­чающих за регуляцию процесса воплощения человеческих Сущ­ностей, возникает неразбериха. Массовый характер убийства нерожденных людей в наше время довел эту неразбериху до такого уровня, что теперь уже вполне можно говорить о гло­бальной катастрофе нарушения планетарного процесса воспро­изводства как людей, так и животных, поскольку в результате путаницы все большее и большее количество животных Сущ­ностей «просачивается» в человеческие тела.

Четвертый конус Муладхара-чакры— это энергетическая спираль кконтакта с Космосом.

Потенциальная возможность контакта с Духом Космоса заложена в энергетической структуре любого человеческого существа, в котором воплощена человеческая Сущность. Люди, в которых воплощены животные Сущности, не имеют четвер­того конуса Муладхара-чакры. Энергия четвертого конуса мо­жет как включаться в работу, так и оставаться в «законсервиро­ванном» состоянии нереализованной потенции в течение всей жизни. Все зависит от устремления человека и степени его осоз­нанности. Неработающий четвертый конус воспринимается как полевая спираль, в которой отсутствует поток. В отдельных слу­чаях, если энергии настолько мало, что она не в состоянии даже поддерживать существование беспотоковой полевой спирали, спираль четвертого конуса может быть свернута в точку в са­мом основании Муладхары — в вершине конуса. Возбуждение потока в четвертом конусе Муладхары есть тот фактор, благо­даря которому может произойти трансформация всех энергий Муладхара-чакры. Спираль четвертого конуса отвечает за связь так называемой «Силы Кундалини — Кундалини-Шакти» с ма­кушечным центром. Включившись в работу, Кундалини возбуж­дает поток четвертого конуса Муладхары, который трансфор­мирует остальные потоки энергии чакры, а они, в свою очередь, поддерживают поток энергии Кундалини при подъеме к Сахас-раре.

Мнение, будто бы Кундалини-Шакти в латентном состоя­нии локализована в Муладхара-чакре, ошибочно. В действитель­ности место ее локализации располагается между конусом Му­ладхара-чакры и копчиком.

Восходящий поток энергии четвертой спирали Мулад­хара-чакры включается тогда, когда человек осознанно стано­вится на путь духовного развития.

 

Свадхистхана-чакра

 

Свадхистхана-чакра является энергетическим центром чувственного постижения действительности. В подавляющем большинстве случаев человек проявляет свои эмоции именно на энергии этого  центра. Сильные эмоциональные реакции жалости, сожаления, гнева, вожделения и другие в своей ос­нове содержат энергии сексуального центра. Для того, чтобы энергию сексуального центра можно было исполь­зовать в целях духовного развития, она должна быть подверг­нута трансформации при подъеме ее на уровни более высоких энергетических центров. Без этого ни о каком духовном росте не может быть и речи.

В различных духовных практиках используются методы, преобразующие и трансформирующие энергии Свадхистхана-чакры в энергии совершенно других качеств, которые, в свою очередь, могут использоваться при раскрытии сердечного и других высших центров.

Сексуальный центр требует большой степени осознания и контроля вырабатываемых на нем энергий. Ибо один из глав­ных критериев продвижения человека по пути духовности есть уровень его способности управлять своими желаниями. В про­цессе развития желания как таковые вообще исчезают. Боль­шинство человеческих желаний так или иначе связано с функ­циональными проявлениями сексуальной энергии.

Свадхистхана-чакра содержит шесть энергетических спи­ралей. Фоновой энергией чакры является энергия Стихии Воды. Доминирующий цвет — малиновый, густота и насыщен­ность которого находится в тесной взаимосвязи с уровнем ду­ховного развития человека. В зависимости от того, в какой сте­пени человек подконтролен своим сексуальным инстинктам, в его Свадхистхана-чакре может просматриваться черный цвет, вплоть до полного замещения им малинового в случаях устой­чивых тяжелых маниакальных синдромов, развившихся на сек­суальной основе. Подавляющее большинство людей, в особен­ности — мужчин, в той или иной мере страдает сексуально обус­ловленными маниями.

Прямое качество энергии первого конуса Свадхисгханы — чувственность, пробуждаемая поступающими извне потоками сексуальной энергии. Обратное — неприятие этих потоков.

Проявлению обратного качества способствуют ментальные установки, в основе которых лежит стыд и страх, обусловлен­ные невежеством в отношении своего собственного физичес­кого тела и функционирования его систем. Корни подобных ментальных установок — в очень глубоких социальных уста­новках. Причем ложный стыд в большинстве случаев является плодом не только текущей жизни, потому что «стыд перед фи­зическим телом» как социальная установка возник очень дав­но.

Для выхода из под влияния этих установок человеку необ­ходимо осознать, что секс — это явление глубоко природное, свойственное и естественное для человека, что в человеке нет запретных, второстепенных или грязных мест или органов, что органы воспроизводства — такая же важная и неотъемлемая часть тела, как рот или нос. Процессы, происходящие в органах воспроизводства, постыдны настолько же, насколько постыд­ны процессы, происходящие в органах дыхания или пищева­рения.

Энергия второго конуса Свадхистхана-чакры проявляет себя в прямом качестве — творческого поведения в сексуаль­ных отношениях или в обратном качестве — поведение в рам­ках строго ограниченного стереотипа в сексе.

Ментальные установки, следствием которых становится проявление обратного качества, могут быть как общественно-социальными, так и чисто индивидуальными — в зависимос­ти от уровня развития и личного опыта конкретного человека. При проявлении прямого качества во втором спираль­ном конусе Свадхистханы течет восходящий поток энергии. Человек при этом склонен разнообразить свое поведение в сексе. Большое значение при этом имеет личный практический опыт. Максимальная полнота восходящего потока в данной спирали возможна только при наличии энергии Стихии Творчества на Вишуддха-чакре, а истинное творчество случается только в со­стоянии Любви.

Энергиятретьего конуса Свадхистханы проявляет себя в прямом качестве — ответственность за свое сексуальное поведение или в обратном — автоматизм, отсутствие ответствен­ности за свое сексуальное поведение.

В данном случае качество ответственности проявляется в способности отвечать за свои действия в широком смысле сло­ва: сексуальные желания, сексуальные устремления, сексуаль­ную направленность, сексуальные чувства и мысли, сексуаль­ные поступки. Проявление этой энергии тесно зависит от об­щей способности человека осознавать те или иные проявления своей жизни.

Безответственность в данном случае — это состояние не­кой претензии, недовольство тем, как развиваются конкретные ситуации, связанные с проявлениями сексуальной энергии.

Энергия четвертого конуса Свадхистхана-чакры проявля­ет себя в прямом качестве — богатство сексуального опыта как акта самопознания и взаимного постижения или в обратном — безрадостность секса, когда секс является сугубо социальным автоматическим действием, например, актом исполнения суп­ружеского долга.

Восходящий поток энергии четвертого конуса при доста­точно высокой интенсивности и плотности распределения энер­гии может способствовать трансформации сексуального акта в медитацию. Однако это свойство четвертого конуса Свадхистханы проявляется только на определенном уровне духовного развития, когда человек вступает в сексуальные отношения либо с осознаваемой установкой на трансформацию сексуальной энергии, либо в состоянии, когда такая трансформация проис­ходит сама собой.

Если между мужчиной и женщиной существует истинная любовь, во время полового акта возможно энергетическое сли­яние пары,— формирование так называемого «колеса Любви». При этом женщина через Анахата-чакру отдает, а через поло­вые органы втягивает энергию, мужчина через половые орга­ны отдает, а через Анахата-чакру — втягивает энергию. Есте­ственно, «колесо Любви» образуется только в том случае, если у обоих партнеров имеется Анахата-чакра. Впрочем, без этого не может быть и истинной любви.

Взаимодействие Свадхистханы с любым другим иерархи­чески более высоким центром осуществляется посредством потока энергии четвертого конуса. При сильных и четко осоз­наваемых устремлениях этот поток может стать доминирую­щим, как бы подчиняя себе свойства и качества всех осталь­ных. Это не значит, что свойства всех спиралей Свадхистхана-чакры (лепестков) нивелируются или исчезают, просто они про­являются в других, более высоких своих качествах.

Если человек ориентирован только на ощущения физичес­кого тела, то четвертый конус мертв. Фактически в таком случае Свадхистхана состоит не из шести, а из пяти спиралей — как у животных. Однако, в отличие от них, потенциальная возмож­ность развития четвертого конуса все же имеется, хотя и никак не проявляется. Сексуальная энергия — единственный вид энер­гии, который есть у каждого человека и всегда находится в на­шем распоряжении. Поэтому управление ею с помощью уст­ремления позволяет нам реально изменять свой энергетичес­кий статус и свой уровень осознанности.

Прямое качество энергии пятого конуса Свадхистханы — накопление сексуального опыта. Обратное — сексуальное не­вежество. В энергии этого витка заложена главная способность к накоплению «памяти чувственных реакций». И чем разнооб­разнее доступные человеку чувственные реакции, тем лучше развит поток пятой спирали.

В отдельных случаях пятая спираль может отсутствовать. Как правило, это обусловлено травмами и заболеваниями — физическими, приведшими к отсутствию либо глубокому на­рушению функционирования тех или иных органов, или пси­хическими, повлекшими за собой расстройства систем воспри­ятия.

Прямое качество энергии шестого конуса Свадхистханы — физическая память o действиях в сексуальных отношениях. Обратное — физическая неспособность вступать в сексуаль­ные отношения.

В отличие от потока энергии пятого конуса, отвечающего за безусловное запоминание чувственного опыта, поток энер­гии шестого конуса отвечает за безусловное запоминание опы­та физических действий. Пятый конус отвечает за запоминание телом ощущения потоков энергии при сексе, шестой — за за­поминание телом направления потоков энергии.

Шестой конус Свадхистханы — один из каналов энергети­ческой структуры, в которых почти у всех людей присутствует поток энергии прямого направления. Исключение составляют лишь индивиды, страдающие тяжелыми психическими рас­стройствами. Опыт, за который несет ответственность поток энергии шестого конуса, легко восстанавливается в данном воп­лощении, если был приобретен в предыдущих.

Стихия Воды — основополагающая Стихия Свадхистханы. Именно она обусловливает такие его качества, как стремление к слиянию, перетеканию, передвижению энергии из одного мес­та в другое. Приобретение опыта, за который отвечает Свадхи-стхана, невозможно без стремления к обмену, к слиянию. Энер­гия Стихии Воды также обеспечивает физиологический аспект функционирования Свадхистханы, связанный с обильным выделением жидких сексуальных секретов.

 

Манипура-чакра

 

Манипура-чакра обеспечивает жизнедеятельность человека в социуме. На ней нарабатываются и на­капливаются энергии, дающие человеку возмож­ность сосуществовать с другими людьми в различ­ных сферах общественной жизни и деловых отно­шений. Сфера проявления энергий Манипуры — мир действий, решений, договоров, планирования. На опреде­ленном этапе развития человеческой сущности (до возникно­вения сердечной чакры) именно эта чакра обеспечивает воз­можность существования и выживания в социуме.

В полной мере развить Манипура-чакру можно лишь в слу­чае, когда происходит целостное развитие чакральной системы, когда человеком приобретается опыт в других сферах позна­ния бытия — в сферах сердечных состояний, творческих иска­ний, интуитивного знания. Только при наличии этого опыта возможно развить весь потенциал Манипуры. В энергетичес­кой структуре подавляющего большинства человеческих су­ществ на современном уровне развития человечества имеются только три нижние чакры. Остальные, начиная с Анахаты, пре­бывают в зачаточном состоянии. Поэтому Манипура обычно­го человека, как правило, состоит из двух-трех конусов, а в не­которых случаях — вообще из одного, хотя в идеале она может иметь десять спиральных составляющих. Все десять развива­ются только в том случае, если человек развил в себе Анахату и другие иерархически более высокие чакры.

Стихия Огня — Стихия Манипура-чакры.

Доминирующий цвет Манипуры у большинства людей — зеленый с оттенками желтого. В тех случаях, когда представле­ны все десять спиралей, и все они содержат восходящие пото­ки, цвет чакры становится лимонно-желтым.

Энергия первого — внешнего — конуса Манипуры отве­чает за работоспособность. Обратное качество — неспособ­ность к активным действиям.

Энергия второго конуса — умение договариваться. Нисхо­дящий поток — скандальность.

Третий конус — способность к конструктивному сотруд­ничеству. Обратное качество — склонность к соперничеству.

Четвертый конус — умение формулировать для себя и твер­до отстаивать свои интересы. Обратное качество — склонность идти на поводу.

Пятый конус — творческий подход к решению любых де­ловых вопросов и проблем. Обратное качество — склонность к использованию стереотипов.

Шестой конус — способность брать на себя ответствен­ность и с ней справляться. Обратное качество — безответствен­ность.

Седьмой конус — способность четкого планирования. Об­ратное качество — суетность в делах.

Восьмая, девятая и десятая спирали являются резервными и содержат дополнительную энергию для развития основных качеств любых других спиралей чакры. Основная задача пото­ков энергий этих спиралей — отвечать за накопление энергии и переработку опыта, полученных в результате деятельности в социальной и деловой сферах.

Общей «поддерживающей» функции восьмого, девятого и десятого конусов соответствуют и конкретные функциональ­ные проявления потоков их энергий.

Восьмой конус — способность со вниманием относиться к чужому мнению. Обратное качество —нетерпимость в обще­нии.

Девятый конус—умение видеть цель конкретного процес­са деятельности, способность разбивать работу на целесообраз­ные этапы. Обратное качество — привычка действовать «абы не сидеть сложа руки», склонность бездарно транжирить энер­гию на пустые, никому не нужные действия.

Десятый конус — умение идти на частные компромиссы ради реализации общих замыслов. Обратное свойство — не­дальновидная твердолобость.

Понятие «реализованная» Манипура-чакра применяется тогда, когда все прямые качества задействованы и активны. Нельзя рассматривать чакру, как набор отдельных энергий. Раз­деление, приведенное выше, дается только для того, чтобы лучше понять и глубже осознать цельное. Чакра — не набор, а гар­моничный комплекс потоковых структур.

До начала появления энергий на сердечном центре, как пра­вило, на Манипуре присутствует элементарная энергия рабо­тоспособности, благодаря которой человек может заботиться о добывании «хлеба насущного», энергия умения отстаивать свои интересы и, может быть, — в самом зачаточном виде — энер­гия делового сотрудничества.

Человек с ограниченным двумя-тремя потоками примитив­ным комплексом Манипура-чакры может быть вполне благо­получен в материальном плане. Ибо тех энергий, которыми он обладает, у него может быть много (большая по объему, но при­митивно организованная чакра). Это позволяет ему проявлять определенные деловые качества и наработать некий ограничен­ный «бизнес-набор», состоящий из узкопрофессиональных на­выков и двух-трех приемов делового общения. В большинстве сфер деятельности этого достаточно для того, чтобы быть хо­рошим исполнителем и обеспечить себе вполне приличный уро­вень материального благополучия.

Такие качества, как умение творчески подходить к решению деловых проблем, умение договариваться, идти на компромис­сы, могут развиться лишь по мере накопления энергии на Ана-хата-чакре и Вишуддха-чакре. Полноценно договариваться с другими людьми человек сможет, лишь познав суть приятия, суть доброты, суть единства всего сущего. Творчески организо­вывать свою социальную жизнь он сможет, лишь прикоснув­шись к таинствам Творчества и Творения, путь к которым ле­жит через горловой центр.

Развитие более высоких энергетических центров является необходимым», но не достаточным условием для развития соб­ственно Манипуры. Наличие энергии на сердечном, горловом и других центрах само по себе не означает, что автоматически будет развиваться пупочный центр. Часто бывает, что прираз-витых, наполненных энергией, сердечном и горловом центрах организация Манипуры остается примитивной. Энергии выс­ших центров дают лишь потенциальную возможность для раз­вития пупочного.

Манипура развивается и реализуется только в результате практической деятельности, при непосредственном общении и сотрудничестве с другими людьми, когда ставятся и решают­ся вопросы с применением широкого диапазона форм догово­ра. Работа энергий Манипура-чакры не ограничивается только деловыми отношениями. Качества, за которые отвечают пото­ки спиралей Манипуры, проявляются во всех аспектах соци­альной жизни: это и умение договориться с сексуальным парт­нером об условиях общения, и согласование распределения ро­лей в семье, и умение супругов выработать паритетные отно­шения в вопросе зачатия и рождения детей.

Все разнообразие энергий, а значит соответствующих ка­честв и свойств, наработанное и реализованное человеческим существом на определенном этапе развития осознанности, ра­ботает не только в физическом мире, но и в «тонких» планах. Это проявляется, как умение сотрудничать и договариваться не только с людьми, но также с неорганическими существами и сущностями нематериального мира.

Манипура — одно из мест проявления энергии Воли. Энер­гия Воли — одна, сфер проявления и использования этой энер­гии — много. Пупочный центр — одно из основных мест про­явления Воли. Это не значит, что Манипура является изначаль­ным вместилищем Воли, просто сфера социальной деятельно­сти очень часто выбирается человеком, как область проявле­ния и использования волевой энергии.

 

Анахата-чакра

 

Энергии, накапливаемые на этом центре, дают со­стояние, которое невозможно выразить словами. Его можно попытаться передать с помощью иносказа­тельных и ассоциативных описаний, но это не при­ведет к осознанию. Осознать истинную суть энер­гий Анахаты можно только посредством глубокого сосредоточения и созерцания этой чакры.

Наличие Анахата-чакры в энергетической структуре мо­жет свидетельствовать о том, что человеческое существо сдела­ло, по крайней мере, первый шаг в направлении превращения в истинного человека. Земные человеческие Сущности воплоща­ются на Земле для постижения Любви, приятия, Доброты, то есть именно ради этой чакры. Появление энергии на Анахате преобразует человека, развивая в нем те свойства и способнос­ти, которые качественно отличают его от представителей дру­гих биологических видов на Земле. Только с момента включе­ния Анахата-чакры можно говорить о каком-либо духовном продвижении вообще.

Путь развития Аджня-чакры, Вишуддха-чакры и Сахасрара-чакры лежит через сердце. Только при появлении и стабиль­ном наличии энергий на Анахате возможно их эволюционное развитие.

Только тот, кто обладает Анахатой и воспринимает жизнь сердцем, способен осознать ее таковой, какова она есть. Только познавший сострадание сумеет спокойно отнестись к тому, что узнает об истинном уровне духовного развития окружающих его людей, об их судьбе и энергетической реальности, стоящей за их взаимоотношениями, после того, как обретет способность «видения».

Начало развития сердечной чакры — случается. И проис­ходит это в тот момент, когда вместо привычной реакции на какой-либо «житейский негатив» — обозленности, жалости, жажды мести, — возникает приятие жизни и себя в ней. Только тогда, когда страдание не становится поводом для внешнего или внутреннего деяния, начинается работа сердца. То, как скоро наступает этот момент и наступает ли он вообще, зависит от множества факторов, в том числе от количества прожитых воплощений на Земле и от уровня осознанности в каждой из пре­дыдущих жизней.

Развитие Анахаты — потенциальный шанс для трансфор­мации энергии трех нижних чакр, то ключевое звено, которое позволяет построить всю чакральную систему.

Конус Анахата-чакры составлен двенадцатью вложенными одна в другую энергетическими спиралями. Внешняя поверх­ность конуса Анахаты — белая, затем, по мере продвижения внутрь, спирали окрашиваются в бирюзовый цвет, и, наконец, внутренние спирали становятся нежно-розовыми. Так «видя­щие» могут воспринимать развитую Анахату. Общей фоновой энергией для всех спиралей сердечной чакры является энергия Стихии Воздуха. Кроме того, каждая спираль на этом фоне имеет свою, свойственную только ей, энергию.

Собственная энергия первой спирали Анахата-чакры — энергия Стихии Сострадания. Сострадание развивается через приятие — понимание того, что человек ведет себя так, а не иначе не потому, что он плохой или хороший, а потому, что не может вести себя иначе — таков уровень его осознанности.

Вторая энергетическая спираль чакры — поток энергии Стихии Доброты.

Третья — поток энергии Стихии Любви. Именно эта спи­раль — катализатор работы любых чакральных энергий в их положительном аспекте.

Четвертую энергетическую спираль чакры составляет по­ток энергии Стихии Мужества.

Пятую — поток энергии Стихии Нежности.

Шестую — потокэнергии Стихии Кротости. В отличие пре­дыдущих спиралей Анахаты, потоки энергии в которых могут быть только восходящими, в этой спирали направление пото­ка может быть также и обратным.

Седьмая спираль Анахаты — Радость. Направление пото­ка энергии в седьмой спирали также может быть как прямым, так и обратным — это безрадостность.

Восьмая спираль чакры — Стихия Восхищения.

Девятая — Самоотверженность. Самоотверженность — ка­чество, дающее возможность разотождествления с физическим телом и восприятие себя не как социально-обусловленной лич­ности, а как духовной Сущности, живущей по законам, не все­гда соответствующим законам социума.

Десятая спираль Анахаты отвечает за способность воспри­ятия Красоты. Фактически, это — способность оценить степень гармоничности.

Одиннадцатая спираль отвечает за способность постиже­ния Единства всего сущего.

Двенадцатая спираль отвечает за способность соединения всех сердечных энергий в единое целое.

Вишуддха-чакра

Вишуддха-чакра — это центр, отвечающий за Твор­чество и Творение. Именно через Вишуддху во мно­гих случаях осуществляется реализация качеств восходящих потоков Свадхистханы, Манипуры и Анахаты. С другой стороны, энергии двух верхних центров — Аджни и Сахасрары — через Вишуддху

не реализуются никогда. При прямом «считывании» простран­ственной информации через Сахасрару, облечение ее в слова происходит без участия Вишуддхи. Человек никак творчески не обрабатывает произносимый «текст». Можно сказать, что в по­добном случае Космос использует физическую способность че­ловеческого тела, позволяющую ему произносить слова.

Вишуддха-чакра составлена шестнадцатью коническими спиралями. Общей фоновой энергией всех шестнадцати явля­ется энергия Стихии Эфира — Страны Спокойствия Духа. До­минирующий цвет чакры — дымчато-голубой.

Первая энергетическая спираль Вишуддха-чакры отвеча­ет за творческое совершенствование — способность творчес­ки трансформировать любой доступный поток энергии. Поток энергии творческого совершенствования может быть только восходящим. Даже при развитой чакральной системе у одного и того же человека в разные периоды его жизни эта спираль может быть как наполненной, так и пустой. Постоянная напол­ненность первой спирали Вишуддхи наблюдается в том случае, когда творчество стало образом жизни.

Энергия Творения заполняет второй, третий, четвертый и пятый энергетические конусы Вишуддха-чакры.

Поток энергии Творения по своему качеству несколько от­личается от потока энергии Творчества. Творение есть деяние в процессе акта Творчества. Паганини в особом состоянии созна­ния творил музыку, выступая одновременно и как композитор, и как исполнитель. Если бы он не исполнял свою музыку сам (своим особенным, свойственным только его гению образом), а лишь писал ее, в его деятельности не было бы деяния в акте Творчества, не было бы Творения.

Энергия Творения присуща Учителям. Истинный Учитель не только «считывает» информацию из тех или иных пространств Космоса и обрабатывает ее, но и реализует в конкрет­ной работе с людьми. Таким образом, в энергетической струк­туре Учителя присутствует и энергия Творчества, и энергия Творения.

Шестая и седьмая спирали Вишуддха-чакры — поток энер­гии, отвечающей за уравновешенность. Без уравновешенности ни о каком следовании Серединному Пути не может быть и речи. Путь к развитию этого качества лежит только через развитие сердечного центра.

Восьмая, девятая и десятая спирали чакры наполнены энер­гией Стихии Дружелюбия.

Одиннадцатая и двенадцатая спирали Вишуддхи отвечают за корреляцию Духовного опыта. Без работы потоков энергий одиннадцатой и двенадцатой спиралей Вишуддхи никакой Ду­ховный опыт не может быть практически использован.

Тринадцатая, четырнадцатая и пятнадцатая спирали отве­чают за концентрацию энергии Стихии Веры. Именно здесь рас­полагается готовность человека к восприятию пространствен­ной информации. Без такой готовности духовное развитие не­возможно. Ибо ум всегда подвержен сомнению, и начинает ана­лизировать любую информацию. Анализ — разложение на ком­поненты. Попытка умственного анализа информации о том, что постичь умом невозможно, убивает суть содержащегося в ней знания. Энергия Веры позволяет поверить самому себе, пове­рить собственному восприятию, и принять то, что непостижи­мо для ума. Если в энергетической структуре нет энергии Сти­хии Веры— аналитический ум препятствует осознанию. Усло­вием для появления в системе энергии Веры является развитость или хотя бы развитие Анахаты.

Шестнадцатая энергетическая спираль — это поток энер­гии, объединяющий все энергии Вишуддхи и обеспечивающий целостность функционирования этого энергетического центра.

Кроме потока энергии Стихии Эфира, распределенными потоками Вишуддхи являются также потоки энергии Стихий Совести и Вдохночения.

 

Аджня-чакра

 

Аджня-чакра — чакра проявления высшей Боже­ственной сути духовности. Концентрация энергии на этом центре дает знание того, что для человечес­кой сущности нет ни прошлого, ни будущего, а есть лишь вечное бытие и необходимость приобретения духовного опыта для осознания этого бытия.

Доминирующий цвет чакры — оранжевый — цвет потока энергии Стихии Воли.

Ясновидение и ясноосознание — вот способности, кото­рые развиваются с развитием Аджни.

Ясновидение — высший уровень восприятия реальности бытия, высшая степень не-деяния, высший способ познания истинной сути Сущего. Ясновидение есть восприятие Истин­ной Сути Сущего безотносительно чего бы то ни было.

Способность к ясноосознанию — это способность выяв­лять закономерности организации воспринятого посредством ясновидения, способность «вычленять меру Закона» в проявле­нии истинной сути вещей и явлений. Ясноосознание есть вос­приятие Истинной Сути Сущего в соотношении с Законом.

Без опыта сердца ни первое, ни второе невозможно. Гармо­ничное совмещению двух — редкий дар. Редко встречается Сущность, таковым обладающая.

 

Сахасрара-чакра

 

Сахасрара-чакра не может быть адекватно описана, ибо она есть Космос во всей Его бесконечности. Стихия Космоса обусловливает возможность глу­бинного спокойствия и мира в сознании человека, полноту и целостность его мировосприятия.

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz