Чакральная система
Концепция чакры, сложившаяся в йогической традиции
Проявление чакры в составляющих энергетической структуры человека
ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ
Концепция
чакры, сложившаяся в йогической традиции
Существует множество концепций чакр,
которые изложены в основных йогических трактатах и в работах многочисленных
комментаторов этих трактатов. Основаны они на космогонической концепции, по которой
человеческое существо являет собой воплощение микрокосма и потому включает в
себя проявления всех структурных его элементов. В общем и целом ЧАКРА в этих
концепциях определяется как результат взаимодействия неких вибрационных сред,
формируемых пятью первоэлементами или стихиями (Земля, Вода, Огонь, Воздух,
Эфир) и двумя основными управляющими силами (Хаос и Порядок).
Предлагаемая концепция чакральной системы
человека является развитием традиционной концепции. Основной упор здесь сделан
на психоэнергетическое содержание. В основе нашей концепции лежит принципиально
новое понимание проявления Природных Стихий и их взаимодействия в психоэнергетической
жизни человека. Фактически, мы приходим к выводу, что процесс формирования
чакр есть результат интерференции не пяти, а значительно большего количества
вибрационных сред, являющихся проявлением значительно большего количества
Стихий, чем принято было считать до сих пор.
Чтобы обрести знание чакр, их необходимо
фактически чувствовать, а не просто иметь о них информацию. Данное здесь
описание качеств чакральных энергий не есть плод чисто интеллектуальных
размышлений или анализа литературных первоисточников, но было получено «видящими»
в состоянии глубокого сверхчувственного погружения в созерцание «тонкого»
строения Мира как информация, непосредственно данная Силами высших иерархических
уровней для «выдачи» в человеческий социум планеты Земля на одном из самых
критических переломов в его развитии.
Проявление
чакры в составляющих энергетической структуры человека
Чакра есть целостная система, которая
имеет свое проявление на всех планах бытия, то есть на всех уровнях энергетической
структуры человека — от физического тела до самых «тонких» ее составляющих. Любое
изменение проявления целостной системы чакры в составляющей более высокого иерархического
уровня соответствующим образом изменяет структуру проявления чакры в «нижележащем»
теле: тела Души «отстраивают» ментальное тело, ментальное тело управляет астральным
телом и «отстраивает» его, состоянием астрального тела определяется состояние
эфирного, а от того, что происходит на уровне эфирного тела, полностью зависят
процессы, имеющие место в физическом. В настоящей работе исследуются психоэнергетические
проявления целостной чакры на одном из уровней эфирного плана.
Эфирное тело не есть некая линейная
структура. В различных аспектах «видения» в нем выделяются различные уровни.
На самом первом — самом «ближнем» по отношению к физическому плану — каждой чакре
соответствует свое основное сплетение энергетических потоков тонкого тела, или
энергетический узел — грантхи. Сама же чакра — это вихрь еще более «тонкой»
природы. Грантхи — энергетические узлы самого «грубого» эфирного уровня. Они
расположены в зонах локализации центров конических вихрей чакр.
Чакра контролирует функциональное
состояние грантхи, а уже грантхи — регулирует деятельность органов, отделов нервной
системы и секреторную активность эндокринных желез. Соответствие «между силами,
стихиями, планами бытия, семью чакрами и семью основными грантхи» описано Свами
Шива-нандой в работе «Йога-терапия».
Предметом данного исследования являются
тонкоэнергетические структуры собственно уровня существования чакр, то есть
непосредственно того уровня эфирного тела человека, на котором чакра представлена
в виде совокупности спиралевидных конических вихревых потоков.
Потенциальная точка, вокруг которой может
развиться чакральный центр, лежит на пересечении энергетических каналов, но
само пересечение еще не есть сформированный центр. Если взять параметры
«энергетичности» этой точки и сравнить ее просто с какой-нибудь точкой в
канале, то здесь потенциал будет выше. Это, однако, не означает, что данная
точка есть чакра. На одном из планов эфирного тела чакра представлена
спиралевидным конусом, который формируется1 на определенном этапе
духовного развития человека. Познавая природу страстей, чувств, переживаний,
разочарований, желаний, человеческое существо приобретает опыт, определенное
накопление и осознание которого может трансформировать его сознание, что и
даст возможность появления новых энергий на потенциальной чакре. На каком-то
этапе эти энергии вызовут трансформацию проявления чакры во всех составляющих
энергетической структуры, относящихся к иерархически более высоким уровням
строения «тонкого» тела. За человеком стабильно закрепится приобретенный
духовный опыт и измененное состояние сознания, когда информация об этом опыте
будет зафиксирована в телах Души. В новых рождениях проявление чакры на высших
телах «выстроит» ее на всех нижних телах эфирного уровня, проявляя в человеке
духовный статус, достигнутый в прошлых перерождениях.
Точки пересечения — грантхи — (для нижних
четырех чакр) создаются основным энергетическим каналом (Сушум-на) и
опоясывающими каналами. На уровне сердечного центра добавляются отводы каналов
в руки, на уровне копчикового — в ноги. На уровне горлового и межбровного
центров опоясывающих каналов изначально может и не быть, они появляются в
зависимости от устремления к развитию соответствующих чакр.
На точках пересечения опоясывающих каналов
с правым и левым потоками (Идой и Пингалой соответственно) образуются точки, в
которых формируются дополнительные «боковые» чакры, степень развития которых
идентична (равна по количеству энергии на каждом витке) степени развития
основной. В зависимости от состояния восприятия, у одной из этих дополнительных
боковых чакр может быть количество энергии чуть меньше (в левой, например), чем
в другой (правой) при преобладании мужского или женского состояния восприятия.
Это никак не влияет на количество энергии основной — серединной — чакры, равно
как и на объем, занимаемый ею в пространстве. Энергетическое различие между
правой и левой боковыми чакрами существует, пока человек в собственном восприятии
отождествляет себя с мужчиной или женщиной. При дальнейшем развитии духовного
осознания, когда исчезает самоотождествление с мужским или женским человеческим
существом, эти чакры сливаются, и никакого различия между ними нет. Однако
даже когда оно есть, разница в состоянии собственно правой и левой боковых
чакр очень незначительна. Более явственно она проявляется в соотношении потоков
энергии в каналах и эфирного тела. Преимущественная открытость каналов левой
или правой стороны тела ведет к преимущественному проявлению человеком мужских
или женских качеств. Никаких принципиальных различий в строении чакральной системы
мужского и женского человеческих существ нет. Все «тонкие» различия между
мужским и женским воплощениями определяются состоянием ума и восприятия, и,
как следствие, уровнем самоосознания.
Потенциально основные каналы есть у всех
людей. В зависимости от состояния человека, они могут быть открыты или
закрыты. По мере духовного развития их открывается все больше и больше.
Открытый канал — чистый, по нему течет энергия; закрытый — заблокирован, в нем
потока практически нет. Духовное развитие человеческого существа может привести
к формированию сорока девяти чакр, что может дать импульс как открытию всех
потенциально заложенных в человеческой энергетической структуре каналов, так
и. образованию принципиально новых.
Чакра представляет собой поток эфирной
субстанции, т. е. энергетический поток, состоящий из нескольких как бы
вложенных друг в друга спиральных конических вихрей, имеющих общую вершину,
которая находится в точке пересечения Сушумны с опоясывающим каналом. При увеличении
количества энергии витки потока расширяются. В пределе чакральный поток может
слиться с потоком энергии соответствующей Стихии Вселенной (т. е. чакра может
расшириться на всю Вселенную, в этом случае человек становится, так сказать,
«гражданином Вселенной»). Если течение в чакральном потоке направлено вверх —
от вершины к основанию — проявляются «прямые» качества этой энергии, если же
течение энергии направлено вниз — «обратные» качества. Направление движения
потока энергии может активно изменяться в конических составляющих трех нижних
чакр. В верхних чакрах, начиная с сердечной, энергия конкретного конуса либо
присутствует, и тогда ее течение направлено вверх, либо ее нет, то есть соответствующий
конус просто-напросто отсутствует. Возможны также промежуточные варианты,
когда энергия присутствует в виде статического поля, в котором отсутствует поток.
Каждая чакра содержит в себе определенный
комплекс энергий Стихий. Они проявляются в количестве витков конических
спиралей на эфирном уровне. Символически их изображают в виде лепестков лотоса.
Кроме энергий этих витков, на каждой чакре присутствует фоновая общая энергия
чакры, которая равномерно распределяется по всем виткам: на Муладхара-чакре —
Стихия Земли, на Свадхистхана-чакре — Стихия Воды, на Манипура-чакре — Стихия
Огня, на Анахата-чакре — Стихия Воздуха, на Вишуддха-чакре — Стихия Эфира, на
Аджня-чакре — Стихия Воли, на Сахасрара-чакре — Космос Общая Стихия чакры отражает
ее основное предназначение и обеспечивает нормальное функционирование.
Стихия — это энергетическая мыслящая
субстанция, имеющая свою внутреннюю иерархию. Каждая Стихия обладает своими
психическими свойствами, характером, способами существования и функционирования.
Есть Стихии, которые становятся доступными для восприятия лишь на опре-
деленном этапе духовного развития
человеческой сущности. Это значит, что их Суть, их вибрации могут соотноситься
лишь с определенным образом устроенными энергетическими структурами человеческих
существ. Для того, чтобы человек стал носителем качеств таких Стихий, как
Любовь, Сострадание, Нежность, Творчество, Гармония, Нирвана, ему необходимо
проделать нелегкий Путь в осознании себя, Путь в приобретении опыта Души,
Путь, трансформирующий его от той исходной точки существования, где он был
лишь потенциальной возможностью формирования Человека.
С точки зрения функционирования потоков
энергий Стихий необходимо выделить два существенных момента: быть носителем
энергий той или иной Стихии — это одно, а проявлять качества и свойства этих
энергий — совсем другое. В первом случае речь идет о состоянии психики,
носителем которого может быть человек и, переживая которое, он может передавать
его другим. Во втором — о проявлении в мире действий, в мире физических
явлений.
Каждая Стихия «тонкого» Мира есть
первооснова для чего-то в материальном мире. В организме человека она играет образующую
и управляющую роль (например, стихия Воды есть первооснова для всех жидких форм
материи). Есть Стихии, которые изначально присутствуют в каком-либо органе
человека и отсутствие или избыток которых может быть опасен для здоровья и
даже для жизни. И есть другие, которые появляются в чакральной системе или в
других энергетических структурах, только начиная с определенного уровня духовного
развития.
Каждая чакра имеет большую гамму цветовых
оттенков и звуков. Цвета, как и звуки, отличаются только частотой вибраций.
Любое изменение частот вибраций энергий чакры приводит к изменению ее цветопроявления
и характера звучания. Следует, однако, иметь в виду, что нет и не может быть
некоего абсолютного цветового и звукового вое-
приятия. У каждого конкретного человека, в
зависимости от его уровня духовного развития, от состояния ума на данный
момент, оттенки звукового и цветового восприятия чакр будут варьироваться.
Традиционно витки спиральных потоков
энергий чакр символически изображали в виде лепестков лотоса, цветки которого
символизировали сами чакры. Лепестки рисовали в один или два ряда в зависимости
от количества энергетических спиралей. Можно было бы рисовать лепестки меньшими
и вместить их в один круг, но тогда могло создаться
ошибочное впечатление о меньшем количестве
энергии, символизируемой каждым из них. Поэтому, чтобы избежать ошибочных
интерпретаций, их рисовали равными, но располагали в два ряда. На лепестках
были нанесены санскритские буквы, которые сегодня уже не имеют никакого
отношения к истинному значению и проявлению энергий. Эта «система обозначений»
была принята в определенное время в определенном социуме вполне конкретной
страны и отражала бытовавшие в ту эпоху интерпретации. Фактически, у духовно
развитого человека чакры имеются во всех частях энергетической структуры. Для
того, чтобы «закодировать» истинное значение имеющихся на них энергий, не
хватило бы никакого алфавита.
ЧАКРАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Чакральная система начинает развиваться
только у тех людей, которые пробуждают в себе осознанное устремление к
духовному развитию. Если можно условно говорить о том, что энергетические каналы
есть у всех людей, то чакра как зона концентрации и накопления определенных
энергий, которые выражаются в не менее определенных качествах и способностях
человека, есть далеко не у всех. В данной работе описаны семь основных чакр:
Муладхара-чакра (копчиковый энергетический центр), Свадхистхана-чакра (центр
сексуальной энергии), Манипура-чакра (пупочный энергетический центр),
Анахата-чакра (сердечный энергетический центр), Вишуддха-чакра (горловой
энергетический центр), Аджня-чакра (межбровный энергетический центр), Сахасрара-чакра
(макушечный энергетический центр).
Как уже говорилось, состав чакральной
системы человека не ограничивается традиционно принятыми семью чакрами. Чем
выше уровень самоосознания человека, чем выше его духовный статус, тем более
развита у него чакральная система, не только в смысле наличия количества и
качества соответствующих энергий на каждом центре, но и в смысле количества
чакр. Назвать максимально возможное количество потенциальных чакр автор считает
затруднительным. Древние ведические источники дают косвенную информацию о том,
что их — сорок девять. Уровень же современного знания об энергетической
структуре человека, включающий новую информацию о количестве и взаимодействии
Стихий, дает возможность предполагать, что чакр может быть сто восемь, а
возможно, и более.
В работах адептов йоги встречаются
описания не только семи традиционно принятых энергетических центров, но и таких,
например, как Сурья-чакра (эфирная копия солнечного сплетения), Манас-чакра (между
солнечным сплетением и Анахатой), Лалата-чакра (верхняя часть лба). Личный
опыт авторов показывает, что реально в человеческом социуме встречаются
индивиды, уровень духовного развития которых таков, что у них фактически
просматриваются 9—12, а иногда и большее количество реально функционирующих
чакр.
Имеются особенности функционирования трех
нижних центров, наличие которых может быть и не связано с процессом духовного
роста, духовного развития. Их качественное развитие во многом зависит от
процесса духовного совершенствования, но наличие их, как таковых, наблюдается
у большинства людей, ибо они связаны с тремя фундаментальными аспектами
существования всех человеческих существ. Муладхара-чакра — самосохранение и размножение;
Свадхистхана-чакра — сексуальная жизнь; Манипура-чакра — поглощение и переработка
пищи, а также действия, направленные на «добычу пропитания». Если в своем
развитии дальше этих аспектов человек не идет, то, как правило, эти центры
наполнены потоками энергии одного, максимум — двух качеств. Но, тем не менее,
чакры есть и энергия на них присутствует. Говорить о том, что эти нижние центры
никакого отношения к духовности не имеют, нельзя. Совершенствуясь, человек
может развивать и реализовывать все максимальные возможности, заложенные в
этих центрах. Но это станет реальным для человека после того, как он обретет
поток энергии сердца. Потребность изменять и одухотворять жизнедеятельность
своих нижних центров человек начинает ощущать только в том случае, если у него
хоть в какой-то мере начала развиваться Анахата-чакра. Эволюция чакральной
системы возможна только через сердце.
Поэтому особенность развития верхних чакр
(Вишуддхи, Аджни, Сахасрары) состоит в том, что без развития сердечного центра
они развиваться не могут. Возможно их одновременное развитие с сердечной
чакрой, однако наличие энергий на сердечном центре при этом обязательно. Не
может быть так, чтобы энергия была на центре, например, «Третьего глаза», а
сердце при этом оставалось бы пустым.
Путь развития и совершенствования
чакральной системы труден и долог. Он связан с опытом всех наших прошлых перерождений.
Развитая чакральная система — это отражение большого опыта души. В рамках одной
жизни можно совершенствовать чакральную систему целенаправленно, давать
развитие той или иной чакре, но общий уровень развитости чакральной системы
будет отражением не одной этой жизни, а результатом духовного опыта, накопленного
во всех предыдущих.
Понятия «открытая» и «закрытая» чакра
реально ничему не соответствуют. Можно говорить лишь о развитости, неразвитости,
либо полном отсутствии энергетического центра как такового. Максимально развитый
энергетический центр — это центр, наполненный восходящими потоками всех тех
энергий, наличие которых на нем, в принципе, возможно. Соответственно, у
человека проявляется наличие всех тех психоэнергетических качеств, которые
этим энергиям соответствуют. Из-за того, что развитые верхние энергетические
центры встречаются крайне редко, наличие хоть какой-нибудь энергии на них
послужило поводом для того, чтобы говорить о некой «открытости». На самом деле,
в основе противопоставления «открытость чакры — закрытость чакры» лежит
противопоставление «отсутствие центра как такового вообще или наличие хоть
какой-нибудь энергии на нем».
У понятия «максимально развитая чакра»
есть «нижний предел», который соответствует описанному выше. Верхнего предела,
в котором понимается стремление к максимальному количеству энергии на каждом
витке той или иной чакры, нет. В пределе количество энергии на чакре человека
может быть эквивалентным количеству энергии данного типа, наличной во
Вселенной. Существуют конкретные техники расширения чакр. Например, концентрированное
созерцание потока энергии фоновой Стихии чакры. Успешность практики техник
подобного рода определяется способностью индивида концентрироваться на истинной
энергетической сути Стихии и удерживать концентрацию в течение значительных
промежутков времени. Если такой способностью человек не обладает, то медитативные
практики подобного типа превращаются в технику расширения эфирного тела.
Одинаковый размер чакральных вихрей — это
результат целенаправленной работы с чакральной системой. Ошибочен путь
преобладающей работы над одной или двумя чакрами, которые выбираются, как
приоритетные. Целостности и гармоничности человек может достичь, развивая всю
чакральную систему в целом, открывая в себе все многообразие энергий, качеств и
способностей, потенциально заложенных в ней.
Иногда, дойдя в своей духовной эволюции до
уровня, на котором появляются энергии сердечного центра, человек выделяет
Анахата-чакру — как единственно важный центр — в качестве приоритетного
объекта для дальнейшей психоэнергетической практики. Это — достаточно распространенная
тенденция, которая вряд ли может свидетельствовать о гармонии, хотя в этом
случае автоматически «нарабатывается» энергия на Сахасрара-чакре и открывается
потенциальная возможность развития остальных центров. Но возможность полной
гармонии осознанного функционирования всех чакр оказывается упущенной.
Если человек на каком-то этапе не идет по
пути осознанного духовного развития, и реальная практика его жизни в этот
момент далека от духовной практики, то качества (энергии), наработанные на
чакрах в прошлых воплощениях, рано или поздно так или иначе начинают проявлять
себя. Если человек не обращает внимание ни на какие «знаки судьбы» (болезни,
несчастные случаи, встречи с людьми, занимающимися какой-либо духовной практикой),
то чакральные вихри, наработанные ранее, будут деградировать. Практически все
люди, кроме тех немногих, кто наделен особыми миссиями, частично деградируют в
начале каждого последующего воплощения до момента восстановления ранее
наработанного уровня осознанности. В таких случаях границы чакральных вихрей
остаются четко зафиксированными, независимо от того, насколько человек
осознает энергию, в них присутствующую. За счет этого сохраняется потенциальная
возможность наполнения чакр энергией до тех границ, которые были наработаны в
предыдущих воплощениях. Любая корректная духовная практика очень быстро восстанавливает
энергетический потенциал чакр.
Неумение управлять эмоциональными
состояниями приводит к неконтролируемому возбуждению чакр и потере энергии
вследствие отклонения осей чакральных вихрей от вертикали. Например, при неосознанном
поиске сексуального партнера возбуждается Свадхистхана-чакра. Сильное возбуждение
отклоняет ось конуса чакры на 90 градусов, в результате чего появляется
возможность формирования канала отдачи энергии. Возбуждение и отклонение чакры
возможно только при обращении потока сознания вовне.
Очень часто человеческой сущности,
воплощенной в физическом теле, приходится затрачивать немало времени на то,
чтобы вспомнить, кем она в действительности является. В течение значительной
части жизни такой человек может не иметь реального доступа к осознанному
управлению наличествующими в чакральных вихрях потоками энергии при
потенциально заполненных чакрах. Оказавшись в подобной ситуации, человек
чувствует реальный уровень Силы, заложенной в нем. Однако в связи с тем, что
он не предпринимает попыток установить контроль над этой Силой, его собственная
«психоэнергетическая жизнь» остается для него неподконтрольной, и любые
эмоциональные всплески становятся точками существенных потерь «жизненной силы».
Человек реально обладает имеющейся энергией, и ее может быть очень много,
поэтому любой эмоциональный всплеск вызывает достаточно мощный «энергетический
выброс», который чреват разрушительными последствиями не только для
энергетических структур окружающих, причем не только тех, на кого
непосредственно направлены эмоции «всплеска», но и для энергетической
структуры самого человека. Естественно, разрушительные последствия подобной ситуации
не проходят бесследно для физического тела — органической составляющей энергетической
структуры. Отсюда — важность контроля своих эмоциональных проявлений. Одним из
способов обретения такого контроля является практика техник интегральной
тренировки. Никакое интеллектуальное знание о чакральной системе не может
заменить индивидуальный опыт практического познания.
Муладхара-чакра — центр обеспечения
жизненных потребностей физического тела. Наличие этой чакры в энергетической
структуре человека обусловлено самим фактом воплощения сущности на Земле. Муладхара-чакра
содержит четыре типа энергии, каждый из которых представлен потоком одного
спирального конуса эфирного чакрального вихря. Таким образом, всего
Муладхара-чакра содержит четыре потоковые компоненты, которые при условии наличия
адекватного «видения» воспринимаются как вложенные друг в друга конические вихри.
Во всех четырех компонентах комплексного энергетического вихря чакры присутствует
общая энергия, которая равномерно распределена по ним — это энергия Стихии
Земли. Кроме того, каждый из спиральных конических потоков имеет свойственную
только ему одному специфическую составляющую. Стихия, являющаяся общей для всех
витков чакры, отражает основное предназначение чакры и обеспечивает ее
функционирование.
«Видящий» может воспринимать цвет
энергетических потоков, образующих Муладхара-чакру, как насыщенный
желто-коричневый — цвет энергии доминирующей Стихии.
Мы рассматриваем конические вихри
Муладхара-чакры, начиная с внешнего. В таком же порядке мы будем рассматривать
спиральные компоненты и всех остальных чакр.
Первый — «внешний» — конус чакрального
вихря Муладхары ответственен за психоэнергетическое управление программами жизнеобеспечения.
Сюда входят все подсознательные программы, обеспечивающие реализацию инстинкта
самосохранения и сохранения вида, в частности, ответственные за питание, сон,
размножение, дыхание. В отличие от других программ этого уровня, являющихся чисто
индивидуальными, программа размножения закладывается в энергетических структурах
воплощенных на Земле Сущностей самой Землей как самостоятельной Сущностью, и
является фактической реализацией закона сохранения вида. Этот закон служит
отражением законов более высоких уровней: уровня законов Кармы и уровня
законов Духовного Рода.
По мере роста осознанности, поток энергии
внешнего конуса Муладхары играет все менее значительную роль в жизненных
проявлениях человеческого существа, поскольку автоматические подсознательные
программы последовательно заменяются осознанно сформированными «системами
психоэнергетической безопасности и жизнеобеспечения».
Энергия внешнего конуса Муладхары является
определяющим фактором наличия и развития физического тела человеческого
существа и присутствует в энергетической структуре человека от рождения. В некотором
количестве содержится в эфирных компонентах всех основных физиологических систем
и органов, поддерживая оптимальный режим жизнеобеспечения организма. В
практике духовного совершенствования имеет значение как базовая энергия
«физической основы», подлежащая осознанной трансформации в энергии более
«тонкого» качества. Первый шаг в этом направлении — осознание реальности
проявления в нас качеств, обусловленных столь «грубой» энергией. После этого
появляется возможность подчинить их своему осознанному волевому управлению.
Второй конус Муладхары содержит поток
энергии, отвечающий за функционирование инстинкта самоуничтожения. Естественным
образом этот инстинкт включается в момент наступления смерти, обеспечивая отторжение
и уничтожение того, что нежизнеспособно. Развитие технократической цивилизации
обусловило выработку социально обусловленных морально-нравственных принципов, в
силу которых осуществляется закономерный на данном этапе взаимообмен энергии,
в ходе которого молодые люди, сами отнюдь не отличающиеся абсолютным
здоровьем, энергетически «везут на себе», на своей энергии, близких и родственников,
давно уже исчерпавших жизненную силу, отведенную их Сущностям на данное
конкретное земное воплощение. Такая система «энергетического донорства» нарушает
нормальное функционирование инстинкта самоуничтожения, что ведет к деградации
генофонда человечества. Кроме того, подобные «социальные психоэнергетические отношения»
приводят к тому, что энергия, которую человек, по логике эволюционного
процесса, должен был бы использовать на развитие самоосознания, растрачивается
на поддержание существования утративших жизнеспособность энергетических
структур. Пример «диких племен», до нашего времени сохранивших первобытный
уклад жизни, дает возможность увидеть вариант более правильных отношений между
людьми. «Родственная забота» заканчиваются там, где заканчивается ее естественная
целесообразность. Ребенок остается с матерью до тех пор, пока он действительно
в этом нуждается, пока от этого зависит его выживание. В обществе,
организованном на основе такого «природного уклада жизни», хронически больных
людей практически не бывает: серьезно заболев, человек либо активизирует все
свои силы и побеждает болезнь, либо умирает. В то же время, каждое из подобных
сообществ имеет свои наработанные за тысячелетия традиционные методы
«собирания» энергии, что называется, «в общий котел» — своего рода мини-эгрегор
— который потом используется для восстановления здоровья и целостности
энергетических структур членов племени, «пострадавших за общее дело».
Так же, как и энергия первого конуса
Муладхары, энергия второго в процессе духовного развития подвергается трансформации.
В механизме реализации инстинкта
самоуничтожения заложена программа остановки работы всех систем и органов. И
именно вследствие функционирования энергии, обеспечиваю-
щей выполнение этой программы, смерть
является очень болезненным актом. Тихо «уходят», а не болезненно умирают, только
люди, достигшие очень высокого уровня духовного развития — в их энергетических
структурах все потоки энергии Муладхары к моменту «ухода» оказываются уже
трансформированными. Такой человек находится вне сферы проявления законов,
определяющих работу соответствующих инстинктов.
«Стремление выжить» и «Стремление умереть»
— два ключевых фактора выживания человека как биологического вида.
Поток энергии третьей конической спирали
чакрального вихря Муладхары отвечает за проявления инстинкта воспроизводства
себе подобных.
В настоящее время в связи с огромным
количеством абортов в человечестве сложилась поистине трагическая ситуация,
связанная с глобальным нарушением нормального функционирования инстинкта воспроизводства.
Это обусловливает массовые нарушения функционирования третьего конуса Муладхары,
что, в итоге, ведет к катастрофическим последствиям для физического здоровья
подавляющего большинства людей. Кроме того, в человеческих телах воплощается
слишком большое количество звериных сущностей, в особенности принадлежащих к
истребленным или вымирающим видам, что также нарушает нормальный режим
биологического и социального функционирования человеческих энергетических
структур.
При нормальном, естественном процессе
рождения всех тех детей, которые были зачаты и, сообразно своей карме, должны
были бы родиться, среди Сущностей, ожидающих очередного воплощения, не было бы
никакого «ажиотажа». Сущность, чья очередь воплотиться наступила, но сделать
это ей не удалось из-за аборта, сразу же пытается «зайти» на воплощение еще
раз, «отодвигая» тех, кто ждет своей очереди, но еще не успел сделать ни одной
попытки. В результате в «ведомстве» Сил, отвечающих за регуляцию процесса
воплощения человеческих Сущностей, возникает неразбериха. Массовый характер
убийства нерожденных людей в наше время довел эту неразбериху до такого уровня,
что теперь уже вполне можно говорить о глобальной катастрофе нарушения
планетарного процесса воспроизводства как людей, так и животных, поскольку в
результате путаницы все большее и большее количество животных Сущностей
«просачивается» в человеческие тела.
Четвертый конус Муладхара-чакры— это
энергетическая спираль кконтакта с Космосом.
Потенциальная возможность контакта с Духом
Космоса заложена в энергетической структуре любого человеческого существа, в
котором воплощена человеческая Сущность. Люди, в которых воплощены животные
Сущности, не имеют четвертого конуса Муладхара-чакры. Энергия четвертого конуса
может как включаться в работу, так и оставаться в «законсервированном»
состоянии нереализованной потенции в течение всей жизни. Все зависит от устремления
человека и степени его осознанности. Неработающий четвертый конус
воспринимается как полевая спираль, в которой отсутствует поток. В отдельных
случаях, если энергии настолько мало, что она не в состоянии даже поддерживать
существование беспотоковой полевой спирали, спираль четвертого конуса может
быть свернута в точку в самом основании Муладхары — в вершине конуса.
Возбуждение потока в четвертом конусе Муладхары есть тот фактор, благодаря
которому может произойти трансформация всех энергий Муладхара-чакры. Спираль
четвертого конуса отвечает за связь так называемой «Силы Кундалини —
Кундалини-Шакти» с макушечным центром. Включившись в работу, Кундалини возбуждает
поток четвертого конуса Муладхары, который трансформирует остальные потоки
энергии чакры, а они, в свою очередь, поддерживают поток энергии Кундалини при
подъеме к Сахас-раре.
Мнение, будто бы Кундалини-Шакти в
латентном состоянии локализована в Муладхара-чакре, ошибочно. В действительности
место ее локализации располагается между конусом Муладхара-чакры и копчиком.
Восходящий поток энергии четвертой спирали
Муладхара-чакры включается тогда, когда человек осознанно становится на путь
духовного развития.
Свадхистхана-чакра является энергетическим
центром чувственного постижения действительности. В подавляющем большинстве
случаев человек проявляет свои эмоции именно на энергии этого центра. Сильные эмоциональные реакции
жалости, сожаления, гнева, вожделения и другие в своей основе содержат
энергии сексуального центра. Для того, чтобы энергию сексуального центра можно
было использовать в целях духовного развития, она должна быть подвергнута
трансформации при подъеме ее на уровни более высоких энергетических центров.
Без этого ни о каком духовном росте не может быть и речи.
В различных духовных практиках
используются методы, преобразующие и трансформирующие энергии Свадхистхана-чакры
в энергии совершенно других качеств, которые, в свою очередь, могут использоваться
при раскрытии сердечного и других высших центров.
Сексуальный центр требует большой степени
осознания и контроля вырабатываемых на нем энергий. Ибо один из главных
критериев продвижения человека по пути духовности есть уровень его способности
управлять своими желаниями. В процессе развития желания как таковые вообще
исчезают. Большинство человеческих желаний так или иначе связано с функциональными
проявлениями сексуальной энергии.
Свадхистхана-чакра содержит шесть
энергетических спиралей. Фоновой энергией чакры является энергия Стихии Воды.
Доминирующий цвет — малиновый, густота и насыщенность которого находится в тесной
взаимосвязи с уровнем духовного развития человека. В зависимости от того, в
какой степени человек подконтролен своим сексуальным инстинктам, в его
Свадхистхана-чакре может просматриваться черный цвет, вплоть до полного замещения
им малинового в случаях устойчивых тяжелых маниакальных синдромов, развившихся
на сексуальной основе. Подавляющее большинство людей, в особенности — мужчин,
в той или иной мере страдает сексуально обусловленными маниями.
Прямое качество энергии первого конуса
Свадхисгханы — чувственность, пробуждаемая поступающими извне потоками
сексуальной энергии. Обратное — неприятие этих потоков.
Проявлению обратного качества способствуют
ментальные установки, в основе которых лежит стыд и страх, обусловленные
невежеством в отношении своего собственного физического тела и функционирования
его систем. Корни подобных ментальных установок — в очень глубоких социальных
установках. Причем ложный стыд в большинстве случаев является плодом не только
текущей жизни, потому что «стыд перед физическим телом» как социальная установка
возник очень давно.
Для выхода из под влияния этих установок
человеку необходимо осознать, что секс — это явление глубоко природное,
свойственное и естественное для человека, что в человеке нет запретных,
второстепенных или грязных мест или органов, что органы воспроизводства — такая
же важная и неотъемлемая часть тела, как рот или нос. Процессы, происходящие в
органах воспроизводства, постыдны настолько же, насколько постыдны процессы,
происходящие в органах дыхания или пищеварения.
Энергия второго конуса Свадхистхана-чакры
проявляет себя в прямом качестве — творческого поведения в сексуальных
отношениях или в обратном качестве — поведение в рамках строго ограниченного
стереотипа в сексе.
Ментальные установки, следствием которых
становится проявление обратного качества, могут быть как общественно-социальными,
так и чисто индивидуальными — в зависимости от уровня развития и личного опыта
конкретного человека. При проявлении прямого качества во втором спиральном
конусе Свадхистханы течет восходящий поток энергии. Человек при этом склонен
разнообразить свое поведение в сексе. Большое значение при этом имеет личный
практический опыт. Максимальная полнота восходящего потока в данной спирали
возможна только при наличии энергии Стихии Творчества на Вишуддха-чакре, а
истинное творчество случается только в состоянии Любви.
Энергиятретьего конуса Свадхистханы
проявляет себя в прямом качестве — ответственность за свое сексуальное
поведение или в обратном — автоматизм, отсутствие ответственности за свое
сексуальное поведение.
В данном случае качество ответственности
проявляется в способности отвечать за свои действия в широком смысле слова:
сексуальные желания, сексуальные устремления, сексуальную направленность, сексуальные
чувства и мысли, сексуальные поступки. Проявление этой энергии тесно зависит
от общей способности человека осознавать те или иные проявления своей жизни.
Безответственность в данном случае — это
состояние некой претензии, недовольство тем, как развиваются конкретные
ситуации, связанные с проявлениями сексуальной энергии.
Энергия четвертого конуса
Свадхистхана-чакры проявляет себя в прямом качестве — богатство сексуального
опыта как акта самопознания и взаимного постижения или в обратном —
безрадостность секса, когда секс является сугубо социальным автоматическим
действием, например, актом исполнения супружеского долга.
Восходящий поток энергии четвертого конуса
при достаточно высокой интенсивности и плотности распределения энергии может
способствовать трансформации сексуального акта в медитацию. Однако это свойство
четвертого конуса Свадхистханы проявляется только на определенном уровне
духовного развития, когда человек вступает в сексуальные отношения либо с
осознаваемой установкой на трансформацию сексуальной энергии, либо в состоянии,
когда такая трансформация происходит сама собой.
Если между мужчиной и женщиной существует
истинная любовь, во время полового акта возможно энергетическое слияние пары,—
формирование так называемого «колеса Любви». При этом женщина через Анахата-чакру
отдает, а через половые органы втягивает энергию, мужчина через половые органы
отдает, а через Анахата-чакру — втягивает энергию. Естественно, «колесо Любви»
образуется только в том случае, если у обоих партнеров имеется Анахата-чакра.
Впрочем, без этого не может быть и истинной любви.
Взаимодействие Свадхистханы с любым другим
иерархически более высоким центром осуществляется посредством потока энергии
четвертого конуса. При сильных и четко осознаваемых устремлениях этот поток
может стать доминирующим, как бы подчиняя себе свойства и качества всех остальных.
Это не значит, что свойства всех спиралей Свадхистхана-чакры (лепестков)
нивелируются или исчезают, просто они проявляются в других, более высоких
своих качествах.
Если человек ориентирован только на
ощущения физического тела, то четвертый конус мертв. Фактически в таком случае
Свадхистхана состоит не из шести, а из пяти спиралей — как у животных. Однако,
в отличие от них, потенциальная возможность развития четвертого конуса все же
имеется, хотя и никак не проявляется. Сексуальная энергия — единственный вид
энергии, который есть у каждого человека и всегда находится в нашем распоряжении.
Поэтому управление ею с помощью устремления позволяет нам реально изменять
свой энергетический статус и свой уровень осознанности.
Прямое качество энергии пятого конуса
Свадхистханы — накопление сексуального опыта. Обратное — сексуальное невежество.
В энергии этого витка заложена главная способность к накоплению «памяти чувственных
реакций». И чем разнообразнее доступные человеку чувственные реакции, тем
лучше развит поток пятой спирали.
В отдельных случаях пятая спираль может
отсутствовать. Как правило, это обусловлено травмами и заболеваниями —
физическими, приведшими к отсутствию либо глубокому нарушению функционирования
тех или иных органов, или психическими, повлекшими за собой расстройства
систем восприятия.
Прямое качество энергии шестого конуса
Свадхистханы — физическая память o действиях в сексуальных отношениях. Обратное — физическая неспособность
вступать в сексуальные отношения.
В отличие от потока энергии пятого конуса,
отвечающего за безусловное запоминание чувственного опыта, поток энергии
шестого конуса отвечает за безусловное запоминание опыта физических действий.
Пятый конус отвечает за запоминание телом ощущения потоков энергии при сексе,
шестой — за запоминание телом направления потоков энергии.
Шестой конус Свадхистханы — один из
каналов энергетической структуры, в которых почти у всех людей присутствует
поток энергии прямого направления. Исключение составляют лишь индивиды, страдающие
тяжелыми психическими расстройствами. Опыт, за который несет ответственность
поток энергии шестого конуса, легко восстанавливается в данном воплощении,
если был приобретен в предыдущих.
Стихия Воды — основополагающая Стихия
Свадхистханы. Именно она обусловливает такие его качества, как стремление к
слиянию, перетеканию, передвижению энергии из одного места в другое. Приобретение
опыта, за который отвечает Свадхи-стхана, невозможно без стремления к обмену, к
слиянию. Энергия Стихии Воды также обеспечивает физиологический аспект
функционирования Свадхистханы, связанный с обильным выделением жидких сексуальных
секретов.
Манипура-чакра обеспечивает
жизнедеятельность человека в социуме. На ней нарабатываются и накапливаются
энергии, дающие человеку возможность сосуществовать с другими людьми в различных
сферах общественной жизни и деловых отношений. Сфера проявления энергий
Манипуры — мир действий, решений, договоров, планирования. На определенном
этапе развития человеческой сущности (до возникновения сердечной чакры) именно
эта чакра обеспечивает возможность существования и выживания в социуме.
В полной мере развить Манипура-чакру можно
лишь в случае, когда происходит целостное развитие чакральной системы, когда
человеком приобретается опыт в других сферах познания бытия — в сферах сердечных
состояний, творческих исканий, интуитивного знания. Только при наличии этого
опыта возможно развить весь потенциал Манипуры. В энергетической структуре
подавляющего большинства человеческих существ на современном уровне развития
человечества имеются только три нижние чакры. Остальные, начиная с Анахаты, пребывают
в зачаточном состоянии. Поэтому Манипура обычного человека, как правило,
состоит из двух-трех конусов, а в некоторых случаях — вообще из одного, хотя в
идеале она может иметь десять спиральных составляющих. Все десять развиваются
только в том случае, если человек развил в себе Анахату и другие иерархически
более высокие чакры.
Стихия Огня — Стихия Манипура-чакры.
Доминирующий цвет Манипуры у большинства
людей — зеленый с оттенками желтого. В тех случаях, когда представлены все
десять спиралей, и все они содержат восходящие потоки, цвет чакры становится
лимонно-желтым.
Энергия первого — внешнего — конуса
Манипуры отвечает за работоспособность. Обратное качество — неспособность к
активным действиям.
Энергия второго конуса — умение
договариваться. Нисходящий поток — скандальность.
Третий конус — способность к
конструктивному сотрудничеству. Обратное качество — склонность к соперничеству.
Четвертый конус — умение формулировать для
себя и твердо отстаивать свои интересы. Обратное качество — склонность идти на
поводу.
Пятый конус — творческий подход к решению
любых деловых вопросов и проблем. Обратное качество — склонность к использованию
стереотипов.
Шестой конус — способность брать на себя
ответственность и с ней справляться. Обратное качество — безответственность.
Седьмой конус — способность четкого
планирования. Обратное качество — суетность в делах.
Восьмая, девятая и десятая спирали
являются резервными и содержат дополнительную энергию для развития основных
качеств любых других спиралей чакры. Основная задача потоков энергий этих
спиралей — отвечать за накопление энергии и переработку опыта, полученных в
результате деятельности в социальной и деловой сферах.
Общей «поддерживающей» функции восьмого,
девятого и десятого конусов соответствуют и конкретные функциональные
проявления потоков их энергий.
Восьмой конус — способность со вниманием
относиться к чужому мнению. Обратное качество —нетерпимость в общении.
Девятый конус—умение видеть цель
конкретного процесса деятельности, способность разбивать работу на целесообразные
этапы. Обратное качество — привычка действовать «абы не сидеть сложа руки»,
склонность бездарно транжирить энергию на пустые, никому не нужные действия.
Десятый конус — умение идти на частные
компромиссы ради реализации общих замыслов. Обратное свойство — недальновидная
твердолобость.
Понятие «реализованная» Манипура-чакра
применяется тогда, когда все прямые качества задействованы и активны. Нельзя
рассматривать чакру, как набор отдельных энергий. Разделение, приведенное
выше, дается только для того, чтобы лучше понять и глубже осознать цельное.
Чакра — не набор, а гармоничный комплекс потоковых структур.
До начала появления энергий на сердечном
центре, как правило, на Манипуре присутствует элементарная энергия работоспособности,
благодаря которой человек может заботиться о добывании «хлеба насущного»,
энергия умения отстаивать свои интересы и, может быть, — в самом зачаточном
виде — энергия делового сотрудничества.
Человек с ограниченным двумя-тремя
потоками примитивным комплексом Манипура-чакры может быть вполне благополучен
в материальном плане. Ибо тех энергий, которыми он обладает, у него может быть
много (большая по объему, но примитивно организованная чакра). Это позволяет
ему проявлять определенные деловые качества и наработать некий ограниченный
«бизнес-набор», состоящий из узкопрофессиональных навыков и двух-трех приемов
делового общения. В большинстве сфер деятельности этого достаточно для того,
чтобы быть хорошим исполнителем и обеспечить себе вполне приличный уровень
материального благополучия.
Такие качества, как умение творчески
подходить к решению деловых проблем, умение договариваться, идти на компромиссы,
могут развиться лишь по мере накопления энергии на Ана-хата-чакре и Вишуддха-чакре.
Полноценно договариваться с другими людьми человек сможет, лишь познав суть
приятия, суть доброты, суть единства всего сущего. Творчески организовывать
свою социальную жизнь он сможет, лишь прикоснувшись к таинствам Творчества и
Творения, путь к которым лежит через горловой центр.
Развитие более высоких энергетических
центров является необходимым», но не достаточным условием для развития собственно
Манипуры. Наличие энергии на сердечном, горловом и других центрах само по себе
не означает, что автоматически будет развиваться пупочный центр. Часто бывает,
что прираз-витых, наполненных энергией, сердечном и горловом центрах
организация Манипуры остается примитивной. Энергии высших центров дают лишь
потенциальную возможность для развития пупочного.
Манипура развивается и реализуется только
в результате практической деятельности, при непосредственном общении и
сотрудничестве с другими людьми, когда ставятся и решаются вопросы с
применением широкого диапазона форм договора. Работа энергий Манипура-чакры не
ограничивается только деловыми отношениями. Качества, за которые отвечают потоки
спиралей Манипуры, проявляются во всех аспектах социальной жизни: это и умение
договориться с сексуальным партнером об условиях общения, и согласование
распределения ролей в семье, и умение супругов выработать паритетные отношения
в вопросе зачатия и рождения детей.
Все разнообразие энергий, а значит
соответствующих качеств и свойств, наработанное и реализованное человеческим
существом на определенном этапе развития осознанности, работает не только в физическом
мире, но и в «тонких» планах. Это проявляется, как умение сотрудничать и
договариваться не только с людьми, но также с неорганическими существами и
сущностями нематериального мира.
Манипура — одно из мест проявления энергии
Воли. Энергия Воли — одна, сфер проявления и использования этой энергии —
много. Пупочный центр — одно из основных мест проявления Воли. Это не значит,
что Манипура является изначальным вместилищем Воли, просто сфера социальной
деятельности очень часто выбирается человеком, как область проявления и
использования волевой энергии.
Энергии, накапливаемые на этом центре,
дают состояние, которое невозможно выразить словами. Его можно попытаться
передать с помощью иносказательных и ассоциативных описаний, но это не приведет
к осознанию. Осознать истинную суть энергий Анахаты можно только посредством
глубокого сосредоточения и созерцания этой чакры.
Наличие Анахата-чакры в энергетической
структуре может свидетельствовать о том, что человеческое существо сделало,
по крайней мере, первый шаг в направлении превращения в истинного человека.
Земные человеческие Сущности воплощаются на Земле для постижения Любви,
приятия, Доброты, то есть именно ради этой чакры. Появление энергии на Анахате
преобразует человека, развивая в нем те свойства и способности, которые качественно
отличают его от представителей других биологических видов на Земле. Только с
момента включения Анахата-чакры можно говорить о каком-либо духовном
продвижении вообще.
Путь развития Аджня-чакры, Вишуддха-чакры
и Сахасрара-чакры лежит через сердце. Только при появлении и стабильном
наличии энергий на Анахате возможно их эволюционное развитие.
Только тот, кто обладает Анахатой и
воспринимает жизнь сердцем, способен осознать ее таковой, какова она есть.
Только познавший сострадание сумеет спокойно отнестись к тому, что узнает об
истинном уровне духовного развития окружающих его людей, об их судьбе и
энергетической реальности, стоящей за их взаимоотношениями, после того, как
обретет способность «видения».
Начало развития сердечной чакры —
случается. И происходит это в тот момент, когда вместо привычной реакции на
какой-либо «житейский негатив» — обозленности, жалости, жажды мести, —
возникает приятие жизни и себя в ней. Только тогда, когда страдание не становится
поводом для внешнего или внутреннего деяния, начинается работа сердца. То, как
скоро наступает этот момент и наступает ли он вообще, зависит от множества
факторов, в том числе от количества прожитых воплощений на Земле и от уровня
осознанности в каждой из предыдущих жизней.
Развитие Анахаты — потенциальный шанс для
трансформации энергии трех нижних чакр, то ключевое звено, которое позволяет
построить всю чакральную систему.
Конус Анахата-чакры составлен двенадцатью
вложенными одна в другую энергетическими спиралями. Внешняя поверхность конуса
Анахаты — белая, затем, по мере продвижения внутрь, спирали окрашиваются в
бирюзовый цвет, и, наконец, внутренние спирали становятся нежно-розовыми. Так
«видящие» могут воспринимать развитую Анахату. Общей фоновой энергией для всех
спиралей сердечной чакры является энергия Стихии Воздуха. Кроме того, каждая
спираль на этом фоне имеет свою, свойственную только ей, энергию.
Собственная энергия первой спирали
Анахата-чакры — энергия Стихии Сострадания. Сострадание развивается через
приятие — понимание того, что человек ведет себя так, а не иначе не потому, что
он плохой или хороший, а потому, что не может вести себя иначе — таков уровень
его осознанности.
Вторая энергетическая спираль чакры —
поток энергии Стихии Доброты.
Третья — поток энергии Стихии Любви.
Именно эта спираль — катализатор работы любых чакральных энергий в их
положительном аспекте.
Четвертую энергетическую спираль чакры
составляет поток энергии Стихии Мужества.
Пятую — поток энергии Стихии Нежности.
Шестую — потокэнергии Стихии Кротости. В
отличие предыдущих спиралей Анахаты, потоки энергии в которых могут быть
только восходящими, в этой спирали направление потока может быть также и обратным.
Седьмая спираль Анахаты — Радость.
Направление потока энергии в седьмой спирали также может быть как прямым, так
и обратным — это безрадостность.
Восьмая спираль чакры — Стихия Восхищения.
Девятая — Самоотверженность.
Самоотверженность — качество, дающее возможность разотождествления с физическим
телом и восприятие себя не как социально-обусловленной личности, а как духовной
Сущности, живущей по законам, не всегда соответствующим законам социума.
Десятая спираль Анахаты отвечает за
способность восприятия Красоты. Фактически, это — способность оценить степень
гармоничности.
Одиннадцатая спираль отвечает за
способность постижения Единства всего сущего.
Двенадцатая спираль отвечает за
способность соединения всех сердечных энергий в единое целое.
Вишуддха-чакра — это центр, отвечающий за
Творчество и Творение. Именно через Вишуддху во многих случаях осуществляется
реализация качеств восходящих потоков Свадхистханы, Манипуры и Анахаты. С
другой стороны, энергии двух верхних центров — Аджни и Сахасрары — через
Вишуддху
не реализуются никогда. При прямом
«считывании» пространственной информации через Сахасрару, облечение ее в слова
происходит без участия Вишуддхи. Человек никак творчески не обрабатывает произносимый
«текст». Можно сказать, что в подобном случае Космос использует физическую
способность человеческого тела, позволяющую ему произносить слова.
Вишуддха-чакра составлена шестнадцатью коническими
спиралями. Общей фоновой энергией всех шестнадцати является энергия Стихии
Эфира — Страны Спокойствия Духа. Доминирующий цвет чакры — дымчато-голубой.
Первая энергетическая спираль
Вишуддха-чакры отвечает за творческое совершенствование — способность творчески
трансформировать любой доступный поток энергии. Поток энергии творческого совершенствования
может быть только восходящим. Даже при развитой чакральной системе у одного и
того же человека в разные периоды его жизни эта спираль может быть как
наполненной, так и пустой. Постоянная наполненность первой спирали Вишуддхи
наблюдается в том случае, когда творчество стало образом жизни.
Энергия Творения заполняет второй, третий,
четвертый и пятый энергетические конусы Вишуддха-чакры.
Поток энергии Творения по своему качеству
несколько отличается от потока энергии Творчества. Творение есть деяние в
процессе акта Творчества. Паганини в особом состоянии сознания творил музыку,
выступая одновременно и как композитор, и как исполнитель. Если бы он не исполнял
свою музыку сам (своим особенным, свойственным только его гению образом), а
лишь писал ее, в его деятельности не было бы деяния в акте Творчества, не было
бы Творения.
Энергия Творения присуща Учителям.
Истинный Учитель не только «считывает» информацию из тех или иных пространств
Космоса и обрабатывает ее, но и реализует в конкретной работе с людьми. Таким
образом, в энергетической структуре Учителя присутствует и энергия Творчества,
и энергия Творения.
Шестая и седьмая спирали Вишуддха-чакры —
поток энергии, отвечающей за уравновешенность. Без уравновешенности ни о каком
следовании Серединному Пути не может быть и речи. Путь к развитию этого качества
лежит только через развитие сердечного центра.
Восьмая, девятая и десятая спирали чакры
наполнены энергией Стихии Дружелюбия.
Одиннадцатая и двенадцатая спирали
Вишуддхи отвечают за корреляцию Духовного опыта. Без работы потоков энергий
одиннадцатой и двенадцатой спиралей Вишуддхи никакой Духовный опыт не может
быть практически использован.
Тринадцатая, четырнадцатая и пятнадцатая
спирали отвечают за концентрацию энергии Стихии Веры. Именно здесь располагается
готовность человека к восприятию пространственной информации. Без такой
готовности духовное развитие невозможно. Ибо ум всегда подвержен сомнению, и начинает
анализировать любую информацию. Анализ — разложение на компоненты. Попытка
умственного анализа информации о том, что постичь умом невозможно, убивает суть
содержащегося в ней знания. Энергия Веры позволяет поверить самому себе, поверить
собственному восприятию, и принять то, что непостижимо для ума. Если в
энергетической структуре нет энергии Стихии Веры— аналитический ум
препятствует осознанию. Условием для появления в системе энергии Веры является
развитость или хотя бы развитие Анахаты.
Шестнадцатая энергетическая спираль — это
поток энергии, объединяющий все энергии Вишуддхи и обеспечивающий целостность
функционирования этого энергетического центра.
Кроме потока энергии Стихии Эфира,
распределенными потоками Вишуддхи являются также потоки энергии Стихий Совести
и Вдохночения.
Аджня-чакра — чакра проявления высшей Божественной
сути духовности. Концентрация энергии на этом центре дает знание того, что для
человеческой сущности нет ни прошлого, ни будущего, а есть лишь вечное бытие и
необходимость приобретения духовного опыта для осознания этого бытия.
Доминирующий цвет чакры — оранжевый — цвет
потока энергии Стихии Воли.
Ясновидение и ясноосознание — вот
способности, которые развиваются с развитием Аджни.
Ясновидение — высший уровень восприятия
реальности бытия, высшая степень не-деяния, высший способ познания истинной
сути Сущего. Ясновидение есть восприятие Истинной Сути Сущего безотносительно
чего бы то ни было.
Способность к ясноосознанию — это
способность выявлять закономерности организации воспринятого посредством
ясновидения, способность «вычленять меру Закона» в проявлении истинной сути
вещей и явлений. Ясноосознание есть восприятие Истинной Сути Сущего в соотношении
с Законом.
Без опыта сердца ни первое, ни второе
невозможно. Гармоничное совмещению двух — редкий дар. Редко встречается
Сущность, таковым обладающая.
Сахасрара-чакра не может быть адекватно
описана, ибо она есть Космос во всей Его бесконечности. Стихия Космоса
обусловливает возможность глубинного спокойствия и мира в сознании человека,
полноту и целостность его мировосприятия.