Ноябрь 06

Точка зрения

 

 

Роберт Антон Уилсон Квантовая психология  (выдержки из книги) Глава семнадцатая Секреты некоторых «чудес»

Александр Мугинов Урок 1 (выдержка из Неопубликованная книга)

Е.О. Боляновская Гносеологический релятивизм как новая научная парадигма понимания

А. Бахрутдинов Последние дни перед (начало)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роберт Антон Уилсон

 

Квантовая психология

 

(выдержки из книги)

Глава семнадцатая

Секреты некоторых «чудес»

 

Если в одном обществе не случается изнасилований, а в дру­гом — самоубийств, эмическая реальность (программное обес­печение мозга) программирует этическую реальность (то, что происходит с людьми в эмической реальности) в гораздо боль­шей степени, чем мы обычно себе представляем.

Серьезность этого вопроса как философской проблемы кажется очевидной. «Бессмысленный» с технической точки зрения, успокоительный лозунг движения «Нью Эйдж» — «Вы сами создаете свою реальность» — все же имеет некоторую связь с действительными фактами. В обществе создается тун­нель реальности, который каждый его член до некоторой сте­пени модифицирует, и конфликт возникает из заблуждения «Мой туннель реальности — единственно правильный», когда «мне» приходится иметь дело с другим человеком, чей туннель реальности также «единственно правильный».

Серьезность этого вопроса как психосоциологического фактора выглядит еще поразительнее, чем его философские приложения. Мы не можем в точности сказать, что могло бы произойти, если бы, к примеру, Джордж Буш или Михаил Гор­бачев приняли заявление Бакминстера Фуллера, что мы смо­жем избавить планету от голода к 1995 году, но при этом прои­зойдет нечто очень драматическое и удивительное, нечто такое, что изменит наше представление о «неизбежности». Так как телесные изменения кажутся более «чудесными», чем социаль­ные, давайте рассмотрим глубже вопрос психосоматической энергии.

Степень зависимости спектра «болезнь—здоровье» от по­нятий «создаваемое наблюдателем» и «самоосуществляющееся ожидание» наиболее отчетливо проявляется в исследованиях эффективности плацебо.

Неоценимый доктор Эрнест Лоренс Росси {«Психология психосоматического целительства», 1988) приводит результа­ты нескольких тщательных исследований, проведенных таким образом, что ни врач, ни пациенты о них не догадывались:

Плацебо оказалось эффективным в качестве заменителя морфия в 56% случаев в шести исследованиях;

Плацебо оказалось эффективным в качестве заменителя аспирина в 54% случаев в девяти исследованиях;

Плацебо оказалось эффективным в качестве заменителя кодеина в 56% случаев в трех исследованиях.

(Под «эффективностью» здесь понимается подтверждение пациентом обезболивающего эффекта.)

Итак, чуть больше, чем в половине случаев, вера пациента в то, что он получил обезболивающее, производит такой же эффект, как если бы он в самом деле его получил.

Как отмечает О'Риган (там же), есть все основания считать, что почти все медицинские методы на протяжении почти всей человеческой истории были основаны на принципах плацебо. Другими словами, современная биохимия доказывает, что до появления антибиотиков (т.е. до 1930 года) практически ни одно лекарство не могло быть эффективным. Если у пациентов и происходило улучшение, оно происходило благодаря «вере» врачей в их бесполезные зелья, которая передавалась больным.

Предыдущий абзац представляет не только исторический интерес. Согласно данным Службы технологической оценки, только 20 процентов принятых в США медицинских процедур па сегодняшний день прошли проверку в ходе строгих объектив-пых исследованиях с учетом эффекта плацебо. Таким образом, 8O процентов того, что делают с нами врачи, основывается просто на прецеденте и надежде. Так как жить после этого все же остается больше двадцати процентов из нас, значит, в совре­менной медицине, как и до 1930 года, каждый день случается огромное количество плацебо-исцелений.

В моих книгах, особенно в «Прометее восставшем», приво­дятся многочисленные примеры того, как оптимизм («сцена­рий Победителя» на языке трансакционного анализа) позволяет решать психологические и социальные проблемы, кажущие­ся неразрешимыми тем, кто охвачен пессимизмом («сценарий Неудачника» в трансакционном анализе). Однако большинс­тво людей в нашем обществе — и даже некоторые ученые — все еще считают, что имеют дело с «чудом», когда сценарию Победителя удается преодолеть не только негативное миро­ощущение и плохое социальное положение, но также рак и другие «нешуточные» телесные болезни или когда сценарий Неудачника может заставить человека лечь и умереть, подобно жертвам шаманских «мертвых костей».

Как я уже отмечал, понятия «чуда» и тайны возникают из нашей традиционной дихотомии «сознания» и «тела», а также из привычки думать, что всему разделяемому нами вербально должен соответствовать Железный Занавес в невербальном эк­зистенциальном мире. (Подобным образом физики, тради­ционно разделявшие «пространство» и «время», столкнулись с ужасными загадками и противоречиями к концу девятнадцато­го века, когда эта карта, несомненно, уже не соответствовала территории. Потребовался гений Эйнштейна, чтобы вновь восстановить вербальное единство того, что всегда было еди­ным невербально: он отказался от «пространства» и «времени», введя понятие «пространство-время», и все сразу же стало на свои места.)

Как я уже говорил, загадка «сознания» и «тела» исчезает, если мы начинаем говорить и думать без этой дихотомии, при­нимая понятие «организм как единое целое». Боуэрс в своей работе 1977 года «Гипноз: информационный подход» утверждает: Хотя тенденция разделять этиологические факторы болезни на психические и соматические компоненты во многих случаях имеет эвристическое основание, она, тем не менее, подразумева­ет дуализм «сознание-тело», который веками препятствовал по­иску рационального решения. Возможно, мы должны по-новому сформулировать эту древнюю проблему —так, чтобы избавить­ся от огромной пропасти между отдельными «реальностями» сознания и тела...

Если процессы обработки и передачи информации являются общими для психической и соматической сфер, проблему созна­ния-тела можно переформулировать следующим образом: как информация, получаемая и обрабатываемая на семантическом уровне, преобразуется в информацию, которая может быть полу­чена и обработана на соматическом уровне, и наоборот? Этот вопрос звучит как более точно сформулированный, чем тот, ко­торый он призван заменить.

В теории информации преобразование — это перевод формы из одной информационной системы в другую. Когда я, например, разговариваю с вами по телефону, передатчик пре­образовывает мои слова (звуковые волны) в электрические за­ряды, которые — если не вмешается телефонная компания — поступают в приемник у вас в руке, где они вновь преобразовы­ваются в звуковые волны, которые вы расшифровываете как слова.

Подобным же образом, сидя за своим компьютером, я на­жимаю клавиши, которые выглядят как буквы латинского ал­фавита, но при нажатиях возникают двоичные сигналы, посту­пающие в память компьютера. Слова преобразуются в элект­рические заряды. Когда я распечатываю набранный текст — если компьютер не сломается, — эти электрические заряды вновь преобразуются в слова, которые вы можете прочитать.

Мне кажется, что проблема сознания-тела «препятствова­ла поиску рационального решения» тем, что любой сформули­рованный в рамках этой системы вопрос с точки зрения Копен­гагенской Интерпретации и логического позитивизма является абсолютно «бессмысленным». Но если мы выбросим из нашего словаря понятие «сознание-тело», заменив его понятием «пси­хосоматическая единица» или «психосоматическая синергия», — как физики после Эйнштейна заменили «пространство» и «время» понятием «пространство-время», — это будет прибли­жением к области, в которой могут существовать имеющие смысл вопросы и ответы. Однако это, по мнению Боуэрса, пот­ребует формулировок в терминах теории информации.

Значительное число негативных установок (сценарий Неу­дачника) в нейронауке расценивается как импринтированная, кондиционированная и (или) сформированная в процессе обу­чения сеть биохимических рефлексов в коре головного мозга. Так как между отделами головного мозга, а также между голов­ным мозгом и остальными системами организма существует связь, эти «негативные установки» могут быть легко преобра­зованы в биохимические рефлексы организма в целом. В част­ности, «установочные» рефлексы коры головного мозга преоб­разовываются в нейрохимические и гормональные процессы, проходя через гипоталамус — древнюю маленькую часть зад­него отдела мозга, которая отвечает за многие программы ор­ганизма, включая иммунную систему.

Среди химических систем, регулируемых гипоталамусом и преобразовываемых в иммунную систему, мы находим боль­шое число нейропептидов, включая хорошо известные сегодня эндорфины, имеющие совершенно сходное с опиумом успокаи­вающее и обезболивающее действие.

Нейропептиды обладают любопытным дуализмом, кото­рый напоминает мне дуализм фотонов (и электронов) в кван­товой механике. Эти квантовые сущности (или модели?), если вы помните, иногда ведут себя как волны, а иногда — как частицы. Точно так же, нейропептиды иногда ведут себя как гормоны (химические вещества, вызывающие изменения в функционировании организма), а иногда — как нейропередатчики (химические вещества, вызывающие изменения в функ­ционировании головного мозга).

Думаю, вряд ли эти маленькие паршивцы когда-нибудь слышали об аристотелевской логике.

Действуя как нейропередатчики в головном мозгу, нейро­пептиды выполняют много любопытных известных нам функ­ций (и, вероятно, много еще неизвестных). Что важнее всего, они обеспечивают открытие и, возможно, импринтирование новых нейронных дорожек, «сетей» и «рефлексов». Это означа­ет, что большая доза нейропептидов оказывает на головной мозг такое же влияние, как и большая доза ЛСД или любого другого психоделического вещества, давая возможность восп­ринимать и мыслить по-новому, избавиться от привычной фразеологии и «увидеть» мир сквозь призму другой фразео­логии. Сменить жесткий туннель реальности на лабиринт ре­альности, где вариантов выбора великое множество. Выйти за пределы модельного теизма (догмы) и чувствовать-мыслить непринужденно, в согласии с «модельным агностицизмом» посткопенгагенской физики...

Можно использовать любую метафору из бихевиорист­ских наук, но если говорить обычными словами, то речь идет вот о чем: меньше жесткости, больше творчества; меньше при­нуждения, больше выбора.

В терминах информационной теории это выглядит как существенное увеличение количества информации, обрабаты­ваемого за единицу времени. Чем больше новых цепей образу­ется в вашем мозгу, тем больше информации вы способны уловить в самых простых и обыденных предметах и событиях. Как сказал Блейк, «одно и то же дерево глупец и мудрец видят по-разному»*.

В таком случае, по-настоящему большой выброс нейро­пептидов будет субъективно восприниматься как «новое рож­дение» или «видение всего мира» или трансцендирование того, что казалось непреодолимыми ограничениями. Для объясне­ния этого многие прибегают к религиозным метафорам вроде «на меня низошел Святой Дух» и т.п. Блейк говорит о видении «бесконечности в песчинке».

Когда нейропептиды покидают мозг и начинают действо­вать в организме как гормоны, они взаимодействуют со всеми важными системами, включая иммунную. Повышенная актив­ность нейропептидов, таким образом, вызывает повышенную сопротивляемость организма болезням, внутреннее ощущение «хорошего самочувствия» и нечто вроде того всплеска надеж­ды, который поднял нашего знакомого мистера Райта с постели и позволил ему ходить по палате, счастливо болтая с врачами.

Несколько наблюдений —заимствованных, как и большая часть приведенной выше информации, у Росси, — проиллюст­рируют эти синергетические связи более наглядно.

1. У тех, кто проявляет более сильную реакцию на плацебо, также отмечается высокий уровень осознания синхронистич-ности.

2. Те, кто хуже реагирует на плацебо, не только отрицают синхронистичность, но и обладают «жестким и стереотипным» мышлением. Таким образом, плацебо, вероятно, не сработало бы среди членов КНРСПЯ. Иногда складывается впечатление, что некоторые люди скорее умерли бы, чем приняли лекарство, которое кажется им «магическим».

3. Память зависит от настроения. Когда мы счастливы, мы искренне считаем в общем счастливой всю нашу прошлую жизнь; когда мы расстроены, то, наоборот, все наше прошлое нам кажется сплошной катастрофой. «Наблюдатель», который создает эти образы, не только не осознает этого, но и переделы­вает все в соответствии с текущим настроением (т. е. текущей нейрохимической активностью головного мозга).

4. Многие исследования показывают, что нейропептидная активность в головном мозге — создающая новые связи, новые фразеологии или сменяющая жесткий туннель реальности на лабиринт множественного выбора — оказывается настолько же важной при лечении заболеваний, как и химическая стиму­ляция иммунной системы нейропептидами. Другими словами, по мере того, как улучшается наша способность обрабатывать информацию, растет и наша сопротивляемость нездоровью (в общем).

Мир множественного выбора никогда не «ощущается» та­ким скучным, как детерминистский, механический мир.

5.  Головной мозг не «запоминает», как магнитофон, и не повторяет, как попугай. Даже в самых негибких мозгах (у като­ликов, марксистов, членов КНРСПЯ и т. д.) происходит гораздо больше   процессов  реассоциирования,   реструктурирования  и творческого редактирования, чем они отдают себе в этом соз­нательный отчет.

Доктор Росси подводит итог накопленным данным, за­являя, что то требование, которое судьи предъявляют свидете­лям в зале суда, — строго и последовательно придерживаться только одной версии восприятия событий, без редактирова­ния, — для человеческого мозга кажется неестественным и практически невыполнимым. Но, кажется, мы этого требова­ния никогда и не выполняем.

В лучшем случае, мы можем на короткий срок убедить себя и остальных в том, что мы выполняем его. Толковый адвокат обычно не оставляет от показаний свидетелей обвинения кам­ня на камне — к изумлению свидетелей, которые никогда не слышали о трансакционнои психологии или квантовой логике и все еще верят в аристотелевско-средневековую «единствен­ную объективную реальность».

6. Бета-волновая активность головного мозга коррелирует с направленной вовне активностью и доминированием функ­ций симпатической нервной системы. Альфа-волновая актив­ность и низкие частоты мозга коррелируют с направленной внутрь пассивностью и доминированием функций парасимпа­тической нервной системы.

Ежедневные занятия йогой, которые часто способствуют улучшению здоровья, с одной стороны снижают бета-актив­ность, направленное вовне внимание и активность симпатичес­кой нервной системы, повышая, с другой стороны, активность альфа - или тета-волн, направленное внутрь внимание и актив­ность парасимпатической нервной системы.

Гипноз, какие бы позитивные установки он ни внедрял в кору головного мозга для их преобразования в нейрохимичес­кие иммунные реакции, также начинается с просьбы к пациен­ту закрыть глаза и расслабиться. Закрывание глаз и расслабле­ние переключают пациента с бета-волн, внешнего внимания и симпатической системы на альфа-волны, внутреннее внимание и парасимпатическую систему.

(Вызвавший столько споров доктор Райх, между прочим, применял приемы мышечного расслабления для перевода па-циентов из состояния доминирования симпатической нервной системы в состояние с повышенной активностью парасимпа­тической нервной системы. Но так как дипломированные пра­вительственные бюрократы осудили его идеи и сожгли его кни­ги, вы все «знаете», что он «на самом деле был» чокнутым, не так ли?)

7. Так как нейропептиды проникают в практически все жидкости в организме (кровь, лимфу, цереброспинальную жидкость и т. д.), а также в промежутки между нейронами, нейропептидная система действует медленнее, но более холис-тично, чем центральная нервная система.

Экспериментальный подход совершенно отличается от «здравого смысла», принимая идею, что в любой момент вре­мени мы можем обнаружить информацию, которая сущест­венно изменит нашу модель мира, тогда как «здравый смысл» предполагает, что основная истина нам уже известна и при появлении новой информации в худшем случае может быть только слегка модифицирована. Признаться, несколько раз в качестве эксперимента я прибегал к услугам «целителей верой». У меня, однако, хватило консерватизма (или трусости), чтобы проводить эти эксперименты только при легких расстройствах здоровья, которые вряд ли могли превратиться в серьезную угрозу для моей жизни.

Результаты в точности согласовывались с вышеприведен­ным пунктом 7, хотя впервые о нейропептидах я узнал всего несколько лет назад. В каждом случае во время сеанса я ничего не ощущал и уходил с разочарованием и усилившимся скепти­цизмом (по отношению к этому виду целительства верой или к данному целителю). Через несколько часов, однако, я обнару­живал легкое ослабление симптомов и подъем «новой энергии». В течение дня все симптомы исчезали, и ко мне возв­ращалось нормальное состояние здоровья. Я не знал, как объяснить этот эффект, пока не прочитал о замедленной хо­листической активности нейропептидов.

Вероятно, даже после того, как читателю кажется, что он понял смысл нейрохимических функций, аура «призрачности» все еще остается вокруг этого предмета. Поэтому давайте рас­смотрим петлю «установка-нейропептиды-иммунитет» в за­медленном движении. Тогда она, возможно, будет выглядеть менее «призрачной».

Согласно «Брэйн-майнд булитин» за май 1988 г., Джон Бэр-фут из Дьюкского университета обнаружил отрицательную корреляцию между подозрительностью и долголетием. Изуче­ние здоровья 500 пожилых мужчин и женщин в течение пят­надцати лет позволило ему сделать следующие выводы:

а) те, кто отличается высокой степенью подозрительности, цинизма и недружелюбия, умирают раньше остальных;

б) высокий уровень смертности среди тех, кто имеет сцена­рий Неудачника, не зависит от возраста, пола, предыду­щего состояния здоровья, рациона и даже «вредных при­вычек». (Те, кто курит и воспринимает это оптимистически, живут дольше, чем те, кто курит и беспокоится об этом.)

в) уровень смертности среди тех, кому свойственна высокая степень враждебности по отношению к другим людям, в шесть раз выше, чем в остальных группах.

В сходном исследовании («Брэйн-майнд булитин», август 1988 г.) Шелли Тэйлор из УКЛА и Джонатан Браун из СМУ опровергли традиционное представление о том, что у тех лю­дей, которые по результатам исследований попадают в группу «душевно здоровых», меньше иллюзий, чем у остальных.

Это исследование дало совершенно обратный результат: у тех, кто относится к «душевно здоровым», обычно имеется ряд иллюзорных убеждений. Среди этих иллюзий наиболее распространены следующие:

а) излишне позитивная самооценка;

б) удобное «забывание» негативных фактов о себе;

в) переоценка собственного уровня самоконтроля;

г) «нереалистический» оптимизм по отношению к самим себе;

д) «нереалистический» оптимизм по отношению к будуще­му в общем;

е) «ненормальная» веселость.

Каков будет ваш выбор: иметь подобные «иллюзии» или придерживаться «жесткого реализма» и умереть раньше, чем эти заблуждающиеся глупцы?

В заключение этой главы я хотел бы привести еще одну историю и немного пооткровенничать. В возрасте двух лет, в 1934 году, я перенес полиомиелит — очень распространенную до появления вакцины Солка детскую болезнь. В 1934 вакцина доктора Солка еще не существовала, и врачи вынесли приго­вор, что я никогда не смогу ходить.

В конце концов мои родители нашли врача, который про­водил экспериментальное лечение некоторых больных полио­миелитом при помощи «еретических» методов Сестры Кении, австралийской медсестры, которую Американская ассоциация медиков (ААМ) прокляла и подвергла анафеме. Американцы были тщательнейшим образом проинформированы, что методы Сестры Кении не работают и являются «шарлатанством» и «знахарством».

Система Кении состояла из (а) элементов исцеления верой, (б) массажа мышц и (в) длительного вымачивания пациента в горячих ваннах.

«Вероцелительская» составляющая техники Сестры Кении являлась полным отрицанием догмы ААМ, гласящей, что иска­леченные полиомиелитом никогда не смогут ходить. Мышеч­ный массаж имел много общего с методами бедного доктора Райха, подвергнутого проклятию и анафеме в 50-х годах той же медицинской бюрократией» которая подвергла проклятию и анафеме сестру Кении в 30-х. Идея горячих ванн была популяр­на в девятнадцатом веке, до сих пор популярна в Европе и снова стала популярной в Калифорнии. Не знаю, было ли мое излече­ние вызвано одним из этих факторов, двумя или всеми тремя в совокупности. Как бы то ни было, я выздоровел и снова стал ходить. Сейчас я нормально передвигаюсь и только иногда (в случае сильной усталости) проявляется хромота, а во время сна иногда ноют ноги. Большинство людей даже и не догадывается, что я в течение двух лет был инвалидом.

Те же, кто в те годы подвергся лечению ортодоксальными методами ААМ, по-видимому, до конца своих жизней остались прикованными к инвалидным креслам.

Оглядываясь назад, я удивляюсь, в какой большой мере осуждение сестры Кении было вызвано фактами отсутствия у нее мужских половых органов и медицинской степени (т. е. в сознании большинства врачей она «была» «всего лишь» жен­щиной и «всего лишь» медсестрой).

Я подозреваю, что некоторые долговременные эффекты лечения сестры Кении все еще проявляются во мне. Так, напри­мер, всю мою последующую жизнь я наслаждался отменным, «выше среднего», здоровьем, испытывал глубокое подозрение ко всем «авторитетам» и авторитарным системам (как вы уже, наверное, заметили) и никогда не обладал тем модным песси­мизмом и отчаянием, которые необходимы, чтобы в глазах нью-йоркских критиков попасть в разряд Серьезных Писате­лей. Подобно людям из исследования Тэйлора-Брауна, я ка­жусь «нереалистичным» оптимистом по отношению к себе и будущему, а также «ненормально» веселым. Кое-кого это разд­ражает.

Начало

Александр Мугинов

 

Урок 1

                Что есть жизнь в нашем понимании? Она всего лишь отражение астрально-ментальной реальности в физической плоскости проекции. Многие думают об этом, но не всем дается возможность промыслить сие откровение. Наше вынужденное бездействие призывает к действию наших врагов и друзей. Необходимо понимать это, так же хорошо как и то, что нельзя думать. Любая мысль материальнее своего создателя, ибо он может умереть, а мысль отображенная в материальном мире останется залогом связи его с ментальной проекцией создателя.

                Правы те кто думает о вечности, но также правы и те кто живет одним днем, все они получат свое, независимо от результатов того, что мы думаем о них.

                Наша нынешняя жизнь материальна, но переход в другие проекции принесет освобождение от оков физичности наших желаний. Только тот кто сможет понять , отбросит тени сомнения и придет к Создателю, но не с багажом злата, а с накопленным опытом. Эволюция совершенствует всех и каждого, но не может закончиться в один день, потому что процесс затянулся в связи с отсутствием должного опыта, коего многим не хватает, чтобы уже в посмертном состоянии отказаться от физичности своего развития. Даже перейдя в мир иной человек старается думать только о потерянных благах, кои уже недоступны его поступкам и не может остановиться в тщетности попыток своих обрести их там, где они ему уже не потребны.

                Надо думать не просто об отказе от материальности, но об отрицании всего, что может задержать нас около Земного. Пожалейте себя в своем стремлении отринуть то, что необходимо, ибо за этим стоят те, кто хочет задержать нас на этой ступени развития. Думайте и размышляйте, понимая то, что недоступно сейчас вам. Простите себя в своих заблуждениях и простите других. Не виноваты вы в своих грехах, но виноваты в том, что не пытаетесь прийти к тому, кто страдал ради того, чтобы вы могли грешить.

                Прошу понять то, что страдал он в первую очередь от нашей косности и нашего неприятия Его. Может быть научившись прощать себя вы поймете почему он простил вас. Простил всех, еще до их рождения и возможности совершить ими проступки, однозначно трактуемые нашей моралью как грех.

                Поймите, что грех наш состоит не в нарушении заповедей, или уклонении от правил действия человеческой морали. Грех в первую очередь это попытка уйти от себя. Убежать от попытки создателя спасти вас. Не надо бежать. Примите себя таким как вы есть, без прикрас. Только тогда вам откроется путь для дальнейшего совершенствования. Наш путь есть непосредственная череда взлетов и падений, движение по вогнутой спирали с целью, проходя сквозь повторения на более высоких уровнях, достичь единения со своей душой.

                На пути ожидает много соблазнов и проступки наши в непреодолении их велики, но не надо раскаиваться, потому что нет такого человека, который мог бы их пройти без искажения. И если вам кажется, что вы безгрешны, то это всего лишь означает ваше заблуждение в своей правоте. Бойтесь безгрешности, ибо за ней стоит грех в своем первородном качестве.

                Надо стремиться не к безгрешности, но планомерному и качественному анализу своих тех или иных поступков, дабы потом на основе этого произвести выбор правильного пути развития. Пусть вам кажется, что вы ошибаетесь. Сомневайтесь. Чем больше сомнений в вашем анализе тем больше вероятность правильности выводов.

                Страдания кармы не могут искупить греха, но осознание своих поступков приводит к  решению, а это уже искупление. Если вы поняли глубину своего проступка, то есть основание пирамиды решения. Укрепляйте его. Это и только это даст вам возможность сказать, что вы ученик, или хотя бы стремитесь стать им.

                Осознание глубины проступка может напомнить вам предыдущие грехи и это даст пищу размышлениям о тщетности вашей борьбы с грехом, но не отчаивайтесь, потому что это еще больше укрепит вашу связь с душой. Это будет надстройка на основании пирамиды. И чем она выше тем глубже уверенность в том, что работа проделана не напрасно.

                Открытие связи с душой приведет к переоценке своего миропонимания, так как это покажет как мало значат наши человеческие нормы морали для души. Необходимо понять, что проблемы добра и зла какими они видятся сейчас для вас не являются истиной в последней инстанции, но всего лишь малая проекция высших слоев на физический план. Осознание этого позволит вам понять свой проступок с вселенской точки зрения и это есть вершина пирамиды, что дает ключ к решению  проблемы и исправлению неправедности поступка.

                Построив пирамиду причинных связей не следует забывать о том последствии вашего проступка, который он имел для высших сфер. Ибо не всегда то, что кажется мелочью на Земле, безнаказанно проходит в небе. Как я уже говорил, каждое слово и каждый проступок приводят к искажению проекций высших планов на физический, а говоря точнее к искажению качества восприятия процессов протекающих там для людей, которые могут воспринимать это только в материальном плане.

                Совершив проступок не кайтесь в нем, ибо это не рационально, а проведите анализ и поймите его. Тогда и только тогда ваша душа пошлет вам решение проблемы на качественно новом уровне, что поможет в исправлении последствий греха и недопущения повторений поступков такого рода в будущем.

Начало


Е.О. Боляновская

Гносеологический релятивизм как новая научная парадигма понимания

 

Постоянное обновление социально-экономических отношений требует адекватного совершенствована и углубления методов исследования сути процессов развития. Возникающее в социально-экономических системах пере­ходные процессы и, как результат, нестабильность и кризисные явления в обществе стимулируют поиск ранее неисследованных причинных связей, обус­ловливающих создание новых форм интеграции посредством синтеза групповых креативных усилий.

Данная тенденция создаёт объективные условия для рождения новых научных парадигм на основе апостериорных воззрений прошлого. Социаль­но-экономическое положение являет свидетельство несовершенства прежних Концепций управления, настоятельно требуя появления более совершенней теории научного обоснования сущности онтологического аспекта в эволюции сознания личности и общества.

Сразу необходимо упомянуть о задаче формирования целостного систем­ного взгляда на мир, что, безусловно, предполагает системность и целостность рассмотрения всей структуры связей в мире в их временном развитии. Реально этому требованию не может отвечать ни отдельная научная дисцип­лина, ни целая их группа. Но, осознавая ответственность науки в задачу фор­мирования мировоззрения, мы приходим к выводу о необходимости рассмотрения наукой мира и человека как части этого мира в его целостности, для чего необходима интеграция усилий целого ряда наук,

Извечное стремление человека заглянуть в будущее испокон веков стимулировало познавательный поиск во всех сферах человеческой деятельности. Однако доселе поиск осуществлялся "вслепую", ибо отсутствовал алгоритм повто­ряющихся закономерностей, позволяющий и управлять развитием, и прогнозировать характер наиболее эффективного протекания процессов в окружающем мире. Поэтому основным мотивом научных трудов многих поколений исследо­вателей служит возможность не столько предвосхищать события, сколько обо­сновывать алгоритм наиболее эффективного достижении эволюционной цели. 

Это и позволяет рассматривать гносеологический релятивизм как метод научного познания при существующей индетерминированности критериев в науке, кризисных явлениях в сфере научного мышления, когда познанное абсолютизируется, возводится в ранг догмы, а относительный характер истины игнорируется как сама возможность выхода за пределы существующих воззрений либо иной трактовки изученного ранее о чем замечательно говорил А. Шопенгауэр: "Каждый принимает конец своего кругозора за конец света".

 Гносеологический релятивизм позволяет, обосновывай объективность существования большого количества имеющихся концепций, прогнозировать направления перспективных исследований теорий, методов, практик. Интеграция различных социальных воззрений и научных концепций, которая приведет к практическому результату обновлений в обществе, но только в том случае, когда  будет достигнута преемственность всех творческих усилий его членов.

Метод гносеологического релятивизма позволяет исследовать относитель­ную одновременность многоуровневого повторения закономерностей струк­турной организации материи в системных отношениях и их инволюоционно-эволюционной цикличности планомерно-поэтапного формирования во времени, что относительно субъекта служит основой поэтапного формированая сознания на основе иерархии креативных установок.

Гносеологический релятивизм, являя преемственность развития, базируется на 3-х составных частях научного мировоззрения:

1. Диалектический материализм, который фактически говорил об относительности знания в смысле признания исторической ограниченности достигнутого уровня развития.

2. Неорелятивизм, неопантеизм.                                                                      

3. Космизм, неотрансцендентализм

Гносеологический релятивизм подтверждает тот факт, что сознание человека является продуктом научного знания и общественного уровня развития, то есть уровня производственных отношений как способности человека к осу­ществлению труда, направленного на управление материей определенного уровня Потому именно уровень труда в системных отношениях и его качество характеризуют уровень сознания как способность управлять развитием окружающего мира при участии человека в достижении конкретного уровня общественной интеграции труда. Сам же этот процесс построен на основе  объективных научных знаний о сущности процесса развития, его цели и на­правленности. Хотя при этом сам Процесс познания и способность к труду относительны как зависимость от достигнутого уровня сознания.

Сознание имеет двойственность проявления системных отношений человека с окружающим миром. Вспомним об уже существующем ранее утверждении того, что сознание есть лишь высшая форма отражения объективной реальности, присущая только человеку, возникающая в процессе труда. Однако именно в процессе труда человек не только отражает, анализируя окружающий мир. Прежде всего, на основе познанного ранее человек преображает систему отношений, трансформируя окружающий мир, выводя его на ка­чественно новый уровень развития Следовательно, познание объективной реальности в форме отражения приводит к следующей стадии - преображе­нию, в результате которого уже на новом уровне системных отношений чело­век еще более полно отражает окружающий мир, в то же время, преобразуя и его, и себя. При этом человек не способен во всей полноте познать посред­ством отражения все системные отношения, но лишь некоторые из них, соответствующие его настоящему уровню сознания.

Поэтому речь необходимо вести о гносеологическом релятивизме сознания, которое одновременно является результатом взаимодействия и, в то же время, фактором, определяющим уровень взаимодействия Двойственный характер сознания, проявленный в его отражательной и преобразовательной сути, характеризуется двойственной природой бытия, являющего собой единство частей в множестве целого. Сознание отражает тот уровень материи, который способно воспринять и познать. И посредством отражения результа­та взаимодействия в сознании человека совершается работа, изменяющая окружающий мир. Тем самым накапливается опыт, ведущий к расширению сознания и способности человека преображать мир, восходя к постижению новых уровней и состояний материи.

Итак, гносеологический релятивизм представляет собой метод научного познания соответствующего конкретному уровню сознания. Используя метод гносеологического релятивизма, вопрос "познаваем ли мир?" получает утвер­дительный ответ. Но сразу следует добавить, что сам процесс познаний – относителен. И эта релятивность связана с двойственной способностью со­знания - отражать и преображать, что есть диалектика взаимосвязи: анализа проявленных следствий и синтеза в мышлении движущих развитием причин.

Гносеологический релятивизм как метод научного познания позволяет ис­следовать причинно-следственные связи существующих количественных яв­лений многоуровневости и многогранности мира в их причинностном зарождений. Это делает возможным выбор наиболее эффективного пути управления процессом качественного преображения сферы следствий и прогнозирования переходного процесса к более совершенному уровню системных отношений.

Гносеологический релятивизм, исследуя закономерности развития мира, обосновывает несостоятельность утверждений о случайном характере поведения систем, поскольку случайность есть непознанная закономерность ин­тенции надсистемы. Правильнее говорить о релятивном характере свободы выбора и направленности развития подсистем, поскольку заданные объек­том параметры стимулируют поиск единственно эффективного пути разви­тия из множества других направлений, в которых подсистема получает опыт различения критериев большей системы посредством познания системных отношений на 3-х уровнях; психофизическом, эмоционально-чувственном, ментально-концептуальном.

Гносеологический релятивизм описывает 7 уровней развития системных отношений как тройственность проявления причинных связей для достижения наиболее эффективной направленности развития посредством познания критериев функционирования любой системы.

Причем гносеологический релятивизм описывает закон соответствия как со­ответствие уровня сознания систем развития (в том числе и человека) характеру пространственно-временных отношений, которые она формируем И, в то же время, закон соответствия исследует диалектическую зависимость пространственно-временных отношений от уровня сознания систем и мотиваций их поведения.

Истинность развития человека может быть достоверно определена Толь­ко с помощью критериев, определенных большей (по отношению к нему) си­стемой - всем обществом, государством или просто конкретной группой (ко­торая сама в свою очередь является частью еще большего целого).

Это следует из теоремы Курта Геделя о неполноте. Из сущности теоремы вытекает, что всякая достаточно сильная формально-логическая система (те­ория) содержит такие истинные (непротиворечивые) положения, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть внутренними средствами этой системы без введения дополнительных аксиоматических утверждений, То есть, данная теорема определяет тот факт, что невозможно доказать непротиворечивость критериев истинности функционирований и направленность развития системы с помощью средств, формализируемых  данной системой.

Таким образом, условием теоремы является требование различения внутренних и внешних средств (как синергетичность и иерархичность). Недоказуемость истинности развития при использовании только внутренних средств системы приводит к необходимости корректировать параметры функционирова­ния данной системы относительно других систем посредством взаимодействия с ними. И это взаимодействие, дающее знание о других системах и о пути преображения количественных накоплений опыта на качественно новый уровень сознания, приводит к объективной насущности интеграции с другими системами, позволяющей познать и направленность собственного совершенствования, и направленность развития элементов своей внутренней структуры.

Этот метод позволяет обосновать следующие теории познании:

1. Относительности сознания.

2. Управления.

3. Переходных процессов.

4. Причинных (причинно-следственных) связей.

5. Цикличности накопления опыта.

6. Релятивности самоорганизации в синергетических и иеархических системах.

Результатом теоретических и экспериментальных исследований данным методом является возможность для специалистов широкого профиля использования методологии психосистемного прогнозирования, психосистемного анализа, метода КаПСиД, кардинальной психотерапии. 

Этот метод послужил также концептуальной основой направления кардинальной психологии как новой отрасли научного знания, объединяющей в себе данные междисциплинарных исследований и являющей собой интеграцию различных областей научного знания о человеке, человеческом сообществе и ею развитии.                                                                    

Начало

 

 

 


А. Бахрутдинов

Последние дни перед...

(Начало)

 

Решение о...

 

...Жара. Мозги отказываются впитать все, что в них пытаешься запихнуть, из того, что говорится вокруг. Отдых от этого может быть только вечером, когда дневной зной спадает и наступает блаженное состояние покоя и прохлады. Природа немедленно оживает и пытается за несколько часов до наступления ночи наверстать то, что замирало от дневного зноя.

Поздним вечером они, как всегда, сидели и слушали Учителя. Каждый думал о своем личном, но мысли всех были связаны с тем, что вскоре настанет день въезда в Иерусалим. Сам Учитель говорил постоянно, что это будет торжественное время для всех живущих на Земле, а те, кто идет сейчас за ним, увидят благодать Божию, и всесилие Бога будет явлено всем, включая и мирские власти. Ибо настает миг, когда уверовавшие в него могут подойти к воротам вечной жизни, а неверящие отправятся в геенну огненную, чтобы долго и упорно зарабатывать право на путь в Царствие Божие. Но, в то же время, он продолжал утверждать, что в мире есть только жизнь земная и ничего более.

Никто не мог ничего понять, так как Иисус, и ранее говоривший иносказательно, стал говорить еще более загадочно и непонятно. Поэтому каждый предполагал что-то свое, более ему доступное. Но сейчас мысли их были более земными, чем когда-либо, ибо необходимо было быть готовыми к любому повороту событий.

- Иуда, сколько у нас осталось денег? - Симон Петр старался говорить тихо, так, чтобы никому из сидящих рядом не было слышно, но разборчиво.

- Мало, если так дело пойдет, то мы вскоре протянем ноги от голода. В последнем селении подавали такую мелочь, что брать совестно было, а тут еще и Учитель начал говорить, чтобы мы накормили эту свору бродяжек, что повсюду таскается за нами.

- Тише, говори тише. Их надо кормить, а то кто будет кричать об Учителе. Они, по крайней мере, бегут впереди, надеясь урвать подаяний, и предвещают наш приход, рассказывая про такие чудеса, что если бы Равви услышал, то его живот долго бы сотрясался от смеха.

- Но из-за них нам меньше подают. И вообще, сколько на них уходит денег. Мы могли бы себе позволить купить повозку и пару ослов, а заодно и еды. Идем на праздник пасхи, а еды с собой практически нет, да и денег тоже!

- Ты не уходи от ответа, а назови сумму!

- Какая может быть сумма? Откуда!? Здесь же абсолютно нищие селения! Здесь даже денег-то никто не видел. А цены? Ты видел местные цены? А что будет дальше? Ты же прекрасно знаешь, что на пасху цены будут такие, что на них никаких денег не хватит! Надо что-то предпринимать, а не то точно протянем и ноги и руки, но в них уже никто ничего не положит.

- Ничего, зато с нами наставник. Ты помнишь, что он сказал? В Иерусалиме будет явлено такое чудо, что все, даже те, кто не верил до сих пор, полностью уверуют. А нам за веру нашу, и то, что мы за ним идем, будет открыта дорога к самому Богу. Его, наверное, провозгласят царем Иудеи, а то и всех земель!

- Ну и что? Нам-то что с того? Опять идти по городам? Меня и так очень даже хорошо побили. Как-то больше не хочется!

- Дурень ты, я погляжу, хотя счету денег обучен. Если Равви царем всех земель будет, то и мы возле него не последними людьми станем. Не пешком ходить, а на крытой повозке ездить, еще стражники охранять будут. Бить же не тебя будут, а того, на кого ты укажешь! Нет, тебя Равви, наверное, казначеем поставит. Будешь как самый настоящий римлянин.

- А сам-то кем хочешь стать?

- Ну это, конечно, Ему судить. Но я бы предпочел получить место главного смотрителя над храмами. Я бы тогда там порядок навел, а то эти священники совсем зажрались.

- Тише вы, царедворцы! - Иаков недовольно поморщился, - Тут Равви рассказывает о том, что мы будем в городе делать. Тебе, Иуда, надо бы, уже прямо сейчас, подобрать человека из дальнего окружения понадежнее. Учитель сказал, что весть о его прибытии должна быть передана первосвященникам, а на главной площади Его должен ожидать осел с ослицей, или наоборот, я не до конца понял.

- Иуда, готовь денег! Готовь чудо! А где я деньги возьму? Я же их не чеканю! Лучше тогда тебе туда пойти, да с собой еще кого-нибудь прихватить! Толку больше будет!

- Найдешь, найдешь! А то мы тебе кое-что напомним; когда кое-кто зажал деньги от одного раскаявшегося фарисея.

- Вино же мы вместе пили!!

- Но он же там, где мы пили вино, с нами не был!

- Хорошо, а что ж мы там, в городе, есть и пить будем?

Вопрос остался без ответа, потому что Учитель начал рассказывать новую притчу, а это всегда было интересно, но, к сожалению, весь рассказ прервала одна из женщин Симона, в доме которого все находились. Она подошла тихо и спокойно, молча поставила сосуд у ног Его. Взгляд ее, исполненный тоски и печали, остановился на Нем. Учитель медленно склонил голову вперед, и она, набирая миро ладонями, начала поливать ему на голову. Драгоценная жидкость, переливаясь, стекала по волосам и бороде Его.

- Учитель, да что ж это такое? У нас денег мало, а тут столько миро потрачено! Женщина, да как ты можешь омывать живого человека?

- Зачем такие траты?

- Молчите, нескромные! Эта женщина делает то, что положено ей делать! Филипп, разве есть у тебя право судить эту женщину, или ее поступки? А может, ты судишь меня? А ты, Иуда? Разве недостаточно у нас средств для жизни? Кто-то из вас ложится спать голодным, не выпив на ночь кувшин вина? Она сделала полезное дело для меня, ибо скоро уже не буду уже иметь возможности быть с вами. Останутся с вами только нищие духом, а со мной пребудут богатые. Теперь же приготовлен я к будущему, ибо, возлив миро на меня, омыла она меня для погребения, и сбылось высказанное о том, что "живым он приготовлен к смертному ложу будет". А теперь же уходите. Хотя нет. Иуда, подожди немного. Есть у меня к тебе несколько вопросов, на которые я хотел бы получить сегодня ответ.

В комнате повисло неловкое молчание, прерываемое только короткими словами пожелания доброго сна Учителю. В ответ он лишь кивал головой, но взгляд его синеватых глаз был холоден.

- Садись, Иуда Искариот, - начал он разговор, затем резко выпрямился и произнес в сторону двери, - этот разговор не для тебя, Симон!

От дверей послышались торопливо удаляющиеся шаги. Затем наступила тишина, прерываемая только жужжанием назойливых насекомых. Учитель молчал, погрузившись в какие-то свои непонятные раздумья. Иуда сидел молча, боясь спугнуть мысли Равви. Когда же он решился взглянуть на Него, то дыхание его перехватило от благоговения. Иисус буквально светился невиданным на Земле светом, а из глаз Его катились слезы. Взгляд же синих очей был обращен куда-то в неведомую даль. Что виделось Ему там, было неведомо, но если уже Он плакал от этого, то любой другой просто лишился бы рассудка от тех картин, что были открыты Его внутреннему взору.

Молчание тянулось долго, так долго, что сумерки успели смениться темнотой ночи. Иуда не мог смотреть на него, ибо от яркости сияния глаза начинали слезиться, а голова раскалывалась от нестерпимой боли. Ореол же вокруг Иисуса становился то таким ярким, что освещался каждый уголок комнаты, то, наоборот, тускнел так, что становилось темно, и лишь пугливые тени на стенах говорили о том, что в комнате присутствует плошка с маслом и чадящим фитилем.

Вдруг голова Иуды наполнилась чарующей музыкой, такой громкой, что он вздрогнул, и возник Голос. Искариот взглянул на Учителя, но тот сидел, погруженный в свои раздумья, и молчал. Голос же вновь заговорил, приводя Иуду в восторженный ужас.

- Иуда, к тебе обращаюсь Я. Тебе вверяю судьбу Сына моего. Крепок ли Дух твой, чтобы ты мог выполнить предначертанное тебе поручение? Решив один раз, не захочешь ли ты повернуть назад, чтобы отклониться от Пути своего?

- Да, Господи... - Иуда даже не успел произнести своей мысли вслух, как Голос возник вновь.

- Не всегда реченное правда, но мысль искренна! Теперь же должен ты сообщить властным людям о местонахождении Учителя своего и Сына моего, чтобы сбылось высказанное однажды слово. Чтобы люди имели возможность выбора Пути. Чтоб они могли осознать, с кем и с чем связаны их помыслы и чаяния.

- Неужели они все и враз припадут к ногам Его, дабы иметь возможность быть в царствии небесном? Необходимо знамение, чтобы они не сомневались в истине происходящего.

- Хорошая мысль, но сколько знамений надо, чтобы убедить всех неверующих? Я сказал уже достаточно. Ныне лишь хочу убедиться, что хоть кто-то услышал, но не ушами, а Душой своей.

- Господи, но как я могу отдать Равви в руки врагов? Они же убьют Его! Боже, умоляю Тебя, избавь меня от этой доли. Пусть я умру, но зачем же умирать Сыну твоему? Они же убьют Его, Господи!

- Пусть вершится предреченное действо, а Сын мой останется со мной! Это его судьба. А твоя судьба - делать то, что тебе предначертано. И только те, которые придут к нему не только сердцем, но и Душой, поймут необходимость всего.

- Господи! Господи! - молил Искариот, но Голос уже исчез.

За окном посветлело. Иисус сидел и задумчиво смотрел на своего ученика. Прядь седых волос контрастировала с черными волосами. За ночь Иуда стал другим.

- Что мне теперь делать, Равви?

- Пути наши неисповедимы, но каждый должен идти той дорогой, которая ему предначертана судьбой. У тебя свой путь. Но помни одно, что моя судьба, и судьбы всех людей лежат на весах, а на другой чаше лежит твоя настоящая и будущая жизнь.

 

Вечеря

 

- Настал тот день, дорогие мои ученики, когда будет решаться судьба всего человечества, и ваши собственные жизни окажутся зависящими от моей судьбы, и наоборот. Каждый из вас должен сделать свой шаг в будущее, чтобы пройти тот путь, что ему предначертан Господом нашим. И если кто-то думает, что его поступки не влияют на других - еще есть время остановиться и уйти, но потом все ваши поступки вплетутся в единую нить судьбы мира. - Равви немного помолчал, внимательно оглядывая двенадцать своих спутников, что были всегда рядом с ним. Многие из них теперь выглядели гораздо упитанней; практически все они были довольны своей кочевой жизнью с ним, - А теперь я говорю, что время раздумий окончилось. Настала пора сделать шаг. Любое решение всегда тяжело, но я помогу вам, ибо истинно то, что я сейчас скажу. Один из вас, кто делит трапезу нашу, должен пойти и предать меня в руки врагов наших, в руки людей властных, чтобы свершился суд земной, и люди смогли осуществить выбор свой.

- Но кто это будет? Кто?

- Равви, но мы не дадим ему этого сделать!

- Как нам узнать того, кому необходимо свершить это, Равви, дай нам знак!

- Учитель, я не смогу сделать этого! Пусть это буду не я!

Иисус немного помедлил, а затем наклонился над блюдом, где Иуда молча выбирал еду, не обращая внимания на шквал вопросов. Прядь черных волос стыдливо прикрывала седину, рано пробившуюся на волю. Он знал все. Также как и знал то, что выполнит любое пожелание своего Учителя. Даже если тот сейчас велит умереть, то разве это сопоставимо с тем, что ждет впереди?

- Я отвечу вам, слабые духом. Этим человеком будет тот, с кем я сейчас вкушаю. И кто вкусит со мной позднее.

- Все-таки это я, Равви?

- Я не говорил этого, но ты сам сказал.

- А ты бы, Равви, смог бы сделать это?

- Каждый делает то, что ему предназначено...

Наступила тишина, настолько полная, что было слышно дыхание каждого возлежащего вокруг праздничного стола. Все думали о чем-то своем, но мысли всех, кроме двоих, были радостны от осознания того, что не на их долю выпал этот тягостный жребий. Петр Симон медленно встал и зачем-то направился к двери, но по дороге остановился, словно в его голову вдруг пришла мысль.

- Учитель, но зачем необходимо, чтобы кто-то вообще шел к первосвященникам? Разве недостаточно того, что мы открыто вошли в город? Разве недостаточно того, что произошло в храме? Ведь там было много народу. Там была власть, там были стражники. Они же не собирались ловить тебя, они даже смеялись, глядя на то, как Ты обошелся с торговцами.

- Все должно быть так, как было сказано ранее. Никто не в силах отменить предназначенного.

- А если мы не дадим ему сделать так? Если Иуда не сможет пойти сегодня и рассказать всего о тебе и о месте нашего ночлега. Что тогда? - неловко поправив на боку короткий меч, Петр стал у двери, чуть расставив ноги и наклонившись вперед, как если бы был готов идти в бой.

- Но зачем Иуде идти и что-то вообще говорить, если у нашего дома столько народа, пришедшего с нами? Почти половина нижнего города знает о том, где мы остановились, чтобы вкусить сегодня праздничной еды, а с утра будут знать и остальные. - Фома даже привстал.

- Нельзя отменить предначертанного. А теперь давайте съедим этот хлеб и выпьем это вино. Больше не придется мне есть и пить с вами, кроме того дня, когда мы встретимся вновь. Может быть, это произойдет только во дворце Отца нашего небесного.

Учитель аккуратными движениями разломил хлеб и раздал его окружающим. Затем он разлил всем вина. Печальные глаза осмотрели апостолов. Их взгляд был мудр и спокоен.

- Воистину говорю вам, неверящие, что только тот войдет в царствие со мной, кто пройдет свой путь до конца. А вы все знаете ту дорогу, которая вас ждет. Каждый должен идти. И ни кто не может уклониться от судьбы, ему предначертанной. А теперь и вовеки веков ешьте этот хлеб, который является пищей нашей и телом нашим. Пейте вино это, которое является питьем нашим и кровью нашей.

Все сидели молча. Куски хлеба судорожно сминались в руках. Но взгляд небесных глаз был тверд. Тем более, что Учитель первым подал пример. Зубы медленно пришли в движение, перемалывая свежий пресный хлеб, почему-то застревающий в горле. Вино, странного, чуть сладковатого привкуса, помогло проглотить хлеб, но чувство недосказанности осталось. Никто ничего не говорил, но наступившая тишина была красноречива, и Искариот не выдержал. Не вытирая слез он поднялся и подошел к стоящему посреди комнаты Иисусу.

- Равви...

- Иди. Твое время пришло.

- Равви...

- Я вернусь за тобой. Ты будешь со мной. Иди! - спокойный до того момента голос Учителя изменился и звенел в голове Иуды как музыка, которую никогда нельзя забыть.

Петр вскочил вновь, на ходу вытаскивая из-за пояса меч, но, наткнувшись на ледяной взгляд небесных глаз, осунулся и сел, зажав руками голову.

Тишина стояла долго. Уже давно стихли в ночи шаги Искариота, но все равно стояла тишина. Иисус сидел в центре комнаты и молился. Остальные смотрели на него, не в силах понять того, чему только сейчас они были свидетелями.

 

Четверг. Ранняя ночь...

 

Когда он наконец-то нашел нужный ему дом, темнота окончательно окутала город, и его долго не хотели пропускать. Стражники потешались над ним и его нелепым желанием узреть в такой поздний час гостя богатого торговца церковной утварью - верховного первосвященника. Только случай, а именно то, что гостю понадобилось выйти на крыльцо, помог ему. Иуда бросился мимо стоящих стражей с просьбой выслушать, крича, что от этого зависит судьба всей Иудеи. Хозяин, посмеявшись над непутевым просящимся (вся Иудея знает, что в ночь опресноков надо быть дома, либо в гостях у близких друзей, для того, чтобы вкусить хлеба и запить его ароматным вином, желательно со своего виноградника. Этот обычай, заведенный с древних времен, означает единение Бога и людей, так как хлеб символизирует самого человека, а вино его кровь), допустил его в дом.

- Расскажи же нам, Иуда, сын Искариота, зачем пришел в неурочный час? Зачем забивать нам голову всяким Иисусом, если на дворе стоит праздник Пасхи? - возлежащий на почетном месте человек был вне себя от возмущения.

- В предсказаниях сказано, что явлена будет сила Бога нашего в ребенке, выношенном простой женщиной от самого Отца Небесного, но какое отношение это имеет к Назаретянину? - говоривший отставил чашу и приподнялся, потянувшись, чтобы расправить затекшие после долгого возлежания члены.

- Но это же Царь наш, посланный Отцом нашим!

- Ну и что? Знаешь ли ты, Иуда, сколько всяких "царей" бродит по дорогам Иудеи? Так что ты хочешь приказать нам, чтобы мы занимались ими всеми? Да за это тебя надо наказать!

- Иди, Иуда. Верно было пророчество, что размножатся лжепророки слова Господня. И будет их так много, как саранчи, и не разберут люди Слова истинного.

- Правда ваша, но именно Иисус из Назарета обладает истинным Словом.

- Докажи же нам свои слова, да будь скор, ибо уменьшается терпение мое, и готов приказать я слугам, чтобы, избив плетьми, выкинули они тебя на улицу!

Иуда захлебнулся в душе от радости. Обрадованный тем, что имеет возможность рассказать о своем Учителе, начал он свой рассказ, перемежая его высказываниями из Торы, но был прерван. Хозяин дома, недовольно поморщившись, заговорил вновь:

- Это все хорошо, но так говорят о любом из "пророков". Ты расскажи нам о том, чем он лучше других. Почему мы должны верить тебе, что он действительно сын Божий? Почему? Он что, может засыпать все окрест манной небесной? Или знает путь к земле обетованной? У меня истощается терпение, а у моих людей все больше желания отходить тебя плетьми.

- Иисус действительно Сын Господа нашего, он сам Бог!

- Выкиньте его из моего дома! - побагровевший от возмущения человек, брызгая слюной, практически кричал.

- Подожди, - гость медленно встал, обошел Иуду, - Ты понравился мне привязанностью к своему Учителю. Но скажи на милость, почему мы должны тебе верить? И неужели ты думаешь, что его появление изменит этот мир? Если ты веришь в это, то сильно ошибаешься. Но мне, однако, хочется увидеть твоего Иисуса, поэтому ты должен будешь проводить меня и моих людей к дому, где он остановился на праздник опресноков.

- Я проведу вас к нему, но прошу об одном, - Иуда помолчал, прислушиваясь к внутреннему голосу, - Обещайте выслушать Его. Тогда вы поймете, что Он именно тот, чье появление предсказано задолго до нашего рождения.

- Каждый имеет право сказать и быть услышанным, но каждый, кто слушает, имеет право не верить, если он не хочет верить. А затрагивая то, о чем нельзя говорить, говорящий может быть побит камнями. И это будет справедливое наказание за оскорбление слушающих.

- Но то, что говорит учитель, правда. Сам Бог... - он замолчал, поняв, что сказал лишнее.

- Что Бог? Ты тоже разговариваешь с Богом, когда тебе вздумается? Тоже пророк, или сын Его?

- Нет, я всего лишь ученик Его, пришедший к вам с просьбой встретиться с Ним.

- Хорошо. Ты уговорил меня. Мы пойдем и увидим твоего Учителя. Но произойдет это не сейчас, когда у меня много дел, а поутру. Ты же, чтоб не передумал, переночуешь в моем доме, под надежным присмотром.

Говоривший встал с пола, тяжело опираясь на руку подскочившего слуги. Был он высок, но преждевременная старость уже проглядывала в проседи волос на висках, наметившимся вторым подбородком и округлым, выделяющимся через одеяния широкими очертаниями животом. Лицо его, с хитрым прищуром глаз, нельзя было описать словами. Отвернувшись на миг, любой человек начинал думать об этом, но ничего не мог сказать. Богатая одежда шла ему, а манеры были властны и величественны, какими они и должны быть у верховного первосвященника.

 

Пятница. Раннее утро...

 

- Вставай, собака, - вошедший стражник больно ударил Иуду мечом по спине. Не для того, чтобы убить или поранить, а из вредности - плашмя, - Хозяину недосуг, а ты пойдешь с нами, чтобы мы могли опознать твоего Иисуса и привести его сюда.

- Но он вчера говорил, что сам пойдет к Учителю для разговора!

- Нет у него как будто других проблем в это утро, кроме как общаться с всякими бродягами, вообразившими себя пророками и Богами.

- Но он не бродяга... - удар кулаком в лицо заставил Иуду замолчать.

- Собирайся, да побыстрее, нет у меня времени с тобой разговаривать.

Стражник вышел, а Иуда упал на землю. Молитва его, направленная к Господу, была горяча, но ответа не последовало. Мысль о том, что ему следует отказаться вести стражников к Учителю, билась в голове, но также пришло и осознание того, что каждый идет своим путем в этой жизни. Он встал и сделал шаг к двери, вытирая кровь с разбитой губы.

Они шли по пустой улице, все ближе подходя к дому, где остановился Равви со своими учениками. На прилегающей территории не было места, где можно было бы спокойно пройти. Везде лежали люди. Это были те, кто пришел сюда вслед за Иисусом, кого еще не коснулась его сиятельная сила оздоровления. Они все хотели одного - излечения от различных своих хворей. Те, кто был побогаче, снимали дом, а у кого не было денег, ночевали на улице, надеясь, что утром великий исцелитель будет идти мимо них и удастся коснуться его, обретя благодать и здоровье.

Стражники шли, брезгливо перешагивая через убогих, распихивая их, а те сквозь сон бормотали проклятья и продолжали спать. Ворота дома были плотно закрыты, но после требовательного стука их отворили. Глазам предстала не менее живописная картина, чем на улице. Всюду спали паломники. Многие были с мечами, либо с длинными палками.

- Ну и где тут Иисус? - начальник стражи был недоволен и не собирался этого скрывать.

- Он в доме, и мы сейчас подымемся к нему. Он, должно быть, молится.

- Не смеши меня. Спит он, наверное, с какой-нибудь девкой, а мы тут полночи ходить обязаны, разыскивая его.

Процессия двинулась через двор к входу в дом, у дверей которого уже стоял, трепещущий при виде стражи, хозяин дома. Рабы, бросив работу, прижались к стенам, понимая, что можно ожидать чего угодно в такой ситуации.

- Где Иисус из Назарета? - голос начальника стражи был глух и внушал страх.

- Его здесь нет. Ночью он вышел из дома с двумя своими учениками. Остальные же спят в доме.

- Куда он пошел?

- В сад, за реку. Там он хотел молиться.

Стражники развернулись, чтобы выйти, но калитка отворилась, и вошел Он, сопровождаемый сонными учениками. Уже у входа Он все понял и остановился. Взгляд небесных глаз обвел отряд и выхватил Иуду, стоявшего под охраной двух стражников. Губы ученика, распухшие от удара и со следами запекшейся крови, привлекли его внимание и вызвали сочувствие на лице, с пониманием того, что вскоре, возможно, предстоит принять от этого мира.

- Кого вы ищете здесь, среди мирных паломников?

- Иисуса из Назарета, которого первосвященник Каиафа требует привести к себе на синедрион, ради чего собираются выдающиеся мужи израильские.

- Я тот, кого вы ищете, а остальные - мирные люди, не делающие ничего плохого.

- Тогда должен ты миром пойти с нами, или будешь взят и препровожден силой, даже если ради этого придется воевать со всеми этими "мирными" - начальник стражи показал рукой на мечи, - паломникам.

- Подойди ко мне, Иуда.

Иуда Искариот медленно освободился от рук, державших его, и пошел вперед, к своему Учителю. Тот стоял, словно никого более не существовало в этом мире, не обращая внимания на выкрики начальника стражи, ни на ощетинившегося мечом Симона Петра. Они встретились вновь, чтобы расстаться, и, быть может, никогда больше не встретиться на этой Земле. Вокруг царила неразбериха и непонимание. Учитель и ученик стояли друг против друга.

- Прощай, Иуда. Я рад, что ты выполнил свою задачу. Быть может, эта жертва будет напрасна, и никто не сможет оценить величия наших дел, но мы должны понимать, что нет того, без чего нельзя обойтись.

Ученик приблизился и поцеловал своего Учителя, и это послужило сигналом к окончанию немой сцены. Стражники бросились вперед, наконец-то увидев цель. Петр бросился на защиту, но голос Иисуса был громче звона скрестившихся мечей.

- Остановитесь, ибо мир должен быть превыше войны. А все споры решаются мирно, - после этого Он посмотрел в глаза начальнику стражи, - Я иду с вами. Оставьте этих людей, кроме тех, кто пойдет с нами добровольно. В мире не должно быть принуждения.

Мечи тяжело опустились, не прячась в ножны, но, будучи в опущенном состоянии, они уже не несли угрозы жизни, а были лишь весомым аргументом. Рабы спешно перевязывали раны одному из стражников, получившему косой удар в голову.

 

* * *

 

Через несколько минут короткая процессия шла по улице, направляясь к дому первосвященника. Все, кто хотел. Учитель и ученик, а также сопровождающая их стража.

 

(продолжение следует)

Начало



Hosted by uCoz