Точка зрения
Роберт Антон Уилсон Квантовая психология (выдержки из книги) Глава восемнадцатая Множественные «я» и информационные системы
В.В. Назаров, П.Г. Сливко,
Т.Г. Коваль, Е.В. Кипаренко Использование методов мануальной
терапии в лечении головокружения
Александр Мугинов Урок 2 (выдержка из Неопубликованная книга)
Е.О.
Боляновская Смысл
развития человечества с позиции философии истории
А. Бахрутдинов Последние дни перед (окончание)
Квантовая психология
(выдержки из книги)
Глава восемнадцатая
Множественные «я» и информационные системы
В период с1910по1939 год
Чарли Чаплин во всех фильмах играл одну и ту же любимую зрителями роль
маленького Бродяги, получившую мировую известность. В 1939 году Чаплин снял
свой собственный фильм, «Великий диктатор», в котором роль Бродяги
отсутствовала. Вместо этого Чаплин играл двух персонажей сразу — тирана (пародию
на Гитлера) и еврея-портного, одну из жертв тирана. Зрители по всему миру
(исключая Германию, в которой власти запретили прокат фильма) были расстроены и
раздражены, жалуясь, что им не хватает маленького Бродяги. Но Чаплин, однажды
избавившись от Бродяги, больше никогда не возвращался к этому персонажу. В
последующих фильмах он сыграл множество ролей (серийного убийцы, доброго
старика-актера из водевиля, свергнутого короля), среди которых больше никогда
не было Бродяги. Люди хотели вновь увидеть Бродягу, но Чаплин продолжал
создавать новые роли. (Предоставим последователям Юнга объяснять, почему перед
тем, как избавиться от архетипа Бродяги, Чаплину пришлось сыграть две
противоположные роли...)
Многим актерам пришлось
приложить не меньше усилий, чтобы избавиться от отождествления их если не с
определенной ролью, то с определенным типажом. Хамфри Богарт в течение почти
десяти лет играл негодяев — как правило, гангстеров, — прежде чем получил
первую роль положительного героя. Гэри Гранту так и не удалось избавиться от
типажа положительного — романтического или комического — героя. Даже когда
Альфред Хичкок убедил его сыграть убийцу в «Подозрении», киностудия
одержала над ним верх, изменив концовку фильма таким образом, что персонаж
Гранта оказался невиновен. Таких примеров можно привести много.
Вернемся к «реальному миру».
Если, например, один из членов семьи внезапно решит измениться, это вызовет
возбуждение и тревогу среди остальных членов семьи. Такое явление известно
семейным психиатрам: даже если происходящие изменения и являются желанными и
долгожданными для остальных — например, алкоголик бросает пить, — они могут
«дестабилизировать» всю семью, вплоть до того, что какой-нибудь другой ее член
начнет испытывать клиническую депрессию, психосоматические симптомы или даже
ударится в запой (как если бы семья «нуждалась» в алкоголике).
Похоже, что мы не только
говорим и мыслим высказываниями вроде «Джон — старый брюзга», но и будем по-настоящему сбиты с толку
и даже напуганы, если Джон вдруг станет дружелюбным и великодушным. (Зрители
яростно отвергли прежде «обожаемого» ими Чаплина, как только он появился в роли
женоубийцы в фильме «МсъеВерду». Вероятно, они не отреагировали бы
подобным образом, если бы эту роль сыграл Орсон Уэллс — актер, который написал
ее для себя и затем, оказавшись в немилости у голливудских воротил, продал
Чаплину.)
Если бы диккенсовский Скрудж
был реальным лицом, то происшедшие с ним изменения спровоцировали бы странное и
неожиданное поведение у некоторых лиц из его окружения.,.
Забавно, что Чаплин однажды
снял комедию о хаосе, создаваемом человеком, у которого явно отсутствует
«тождественность» или «сущность», без которой немыслимы наши языковые
программы, основанные на подлежащем и сказуемом. Речь идет об «Огнях большого
города». В этом фильме маленький Бродяга встречает миллионера, обладающего
двумя совершенно разными личностями: щедрого, сострадательного пьяницы и
жадного, слегка параноидального трезвого человека. Бродяга и все остальные
персонажи вскоре начинают проявлять поведение, которое могло бы показаться
клиническим сумасшествием, если бы мы не были посвящены в неизвестный им
секрет: переключение «личностей» миллионера определяется химическими
процессами, происходящими в его головном мозге.
Русский мистик Гурджиев
утверждал, что в каждом из нас уживаются разные личности. Сейчас эту
поразительную идею разделяют многие ученые-психологи и нейрологи. Как указывает
Гурджиев, «я», которое усиленно трудится, кажется отличным от «я», которое
страстно и с наслаждением занимается любовью, а третье «я», которое иногда
выходит из себя по незначительным поводам, кажется третьей личностью, и т. д. И
в этом нет ничего метафизического, так как даже энцефалограммы позволяют это
зафиксировать. Доктор Фрэнк Патнэм из Национального института здравоохранения
обнаружил, что в экстремальных случаях множественной личности — а только такие
экстремальные случаи и признает ортодоксальная психиатрия — каждой из
«личностей» соответствует отдельный тип мозговых волн, как если бы исследователи
переносили электроды с одного испытуемого на другого.
Доктор Росси определяет эти
отдельные личности как «ситуативные информационные системы». В трезвом
и пьяном состояниях мы не только представляем две разные личности, как
миллионер из фильма Чаплина, но и имеем разные информационные банки (разную
память). Вот почему многие отмечают, что, протрезвев, не могут вспомнить
события, происходившие с ними в пьяном состоянии, но эта память «чудесным
образом» возвращается к ним во время следующего опьянения. Подобное явление еще
чаще возникает при употреблении ЛСД; никто не в состоянии вспомнить богатство
ощущений, доставляемых этим наркотиком, пока не будет принята следующая доза.
Эмоциональные состояния,
похоже, являются частью замкнутого причинно-следственного контура химических
процессов головного мозга. Сейчас, в 1990 году, наука, кажется, еще неспособна
прямо утверждать, что одна часть круга может «быть причиной» остальных. Теперь понятно, почему мы склонны
вспоминать счастливые моменты нашей жизни, когда мы счастливы, и несчастливые
— когда мы расстроены.
Отдельные «личности», или
информационные системы, существующие в обычном человеке, делятся на четыре
основные группы. Кроме того, у людей, которые занимаются тем или иным видом
нейрологического самоисследования (метапрограммирования), можно выделить еще
четыре дополнительные группы.
1. Оральная система
биовыживания. Эта
система, похоже, содержит в себе импринты и кондиционирование, относящиеся к
раннему детству, а также основанный на них последующий опыт.
Если вы напряжете память, то
сможете вспомнить вкус ковра, ножки стула, и даже земли в цветочном горшке. Это
знание относится к оральному этапу раннего детства, на котором питание
(биологическое выживание) нам обеспечивал материнский сосок, поэтому и
остальные предметы мы пытались оценивать, помещая их себе в рот. Немалая часть
процесса воспитания состоит в том, что родители повсюду следуют за своим
бесценным малышом, крича «Не смей засовывать это в рот!», когда он пытается
попробовать на вкус что-нибудь токсичное.
Начиная с Адорно (1940-е
годы), психологи, обследующие большие группы (например, первокурсников
колледжей), постоянно отмечают корреляцию между отвращением к «иностранной»
или «экзотической» пище и «фашистским» типом личности. Это, по-видимому,
свидетельствует о существовании целого поведенческо-понятийного комплекса
(«кластера», как говорят психологи); «отвращение к новой пище — неприятие
«радикальных» идей — расизм — национализм — сексизм — ксенофобия — консерватизм
— фашистские идеологии». Этот кластер составляет хорошо известный F-диапазон (F означает фашизм). Если в личности можно
выделить более двух упомянутых черт, с большой вероятностью можно предсказать
появление всех остальных.
Вероятно, это обусловлено
наличием неофобического имп-ринта в системе биовыживания. Те, у кого он
присутствует, чувствуют себя все в большей опасности по мере удаления в
пространстве-времени от Мамочки и «домашней пищи». И наоборот —у тех, кто
любит экспериментировать с незнакомыми и экзотическими блюдами, присутствует неофилический
импринт, который определяет их стремление исследовать мир во всех его
проявлениях — путешествовать, переезжать из города в город и из страны в
страну, изучать новое, «играть» с идеями, — а не строго придерживаться какой-либо
одной статичной модели мира.
На этом младенческом этапе
развития мозга у некоторых людей, похоже, возникает импринт типа «Мамочка,
забери меня домой» или противоположный, подталкивающий к поиску и изучению
нового, импринт типа «Посмотрим, что там, за горой», однако у большинства из
нас, по закону нормального распределения, появляется импринт, находящийся
где-то между этими двумя крайностями — в чем-то консервативный, в чем-то
новаторский.
Последующее обучение будет в
основном пропускаться сквозь призму этих импринтов, поэтому те, у кого ярко
выражены неофобические рефлексы, обычно, если им удается избавиться от
первоначального догматического семейного туннеля реальности, принимают не менее
догматический новый туннель реальности. Так, например, люди, воспитанные в
католических семьях, редко становятся агностиками или зететиками; они охотнее
примыкают к догматическому атеизму или к какой-нибудь воинствующей
атеистической «религии» вроде марксизма, объективизма или КНРСПЯ.
Так как механические биохимические
рефлексы на этом уровне «невидимы» (и могут проявиться на вербальном уровне
только в измененных состояниях сознания — под воздействием гипноза или
некоторых наркотиков), эта установленная в младенчестве информационная система
управляет всеми более поздними информационными системами (или «личностями»)
незаметно для сознательного эго.
В большинстве случаев «самые
счастливые» или наиболее спокойные области младенческой системы биовыживания —
импринтированные Безопасным Пространством около Мамочки — можно вспомнить или
заново ощутить только при помощи наркотиков, которые запускают
нейропередатчики, схожие с теми, что активизируются при кормлении грудью.
Сгремление вернуться в это состояние может привести либо к реимпринтированию с
помощью йоги или боевых искусств, Либо к поиску химических аналогов, что в
конце концов приводит к употреблению опиатов, которое может компенсировать
«беспокойные» или «несчастливые» (эго-дистонические) импринты.
Оральная система биовыживания
образует цепь обратной связи, связывающую рот, гипоталамус, нейропептидную
систему, лимфу, кровь и т. д. с иммунной системой. То, что в трансакционном
анализе называется Игрой Калеки, — избегание взрослым человеком ответственности
путем ухода в хроническое заболевание — в большинстве случаев происходит
бессознательно. В этой системе сценарий Неудачника угнетает подсистемы,
включая иммунную, делая субъекта, или жертву, статистически более подверженным
болезням. Подобным образом, сценарий Победителя в этой цепи влияет на
долголетие, примером чему могут служить жизни Бертрана Рассела (до сих пор
пишущего философские труды и статьи в возрасте 99 лет), Джорджа Барнса (который
продолжал три карьеры до 100 лет) и др.
2. Анальная
территориальная система. Так
как все млекопитающие метят свою территорию экскрементами, стадия развития,
на которой ребенок учится ходить, и связанные с ней процедуры приучения к
туалету закладывают в человеке систему территориальных синергетических
импринтов и кондиционирований — то, что фрейдисты называют «анальностью» (садомазохизм).
Те, у кого в этой системе
присутствует импринт доминирования, всю свою жизнь стремятся к власти; имеющие
же импринт покорности тяготеют к первым и нуждаются в их руководстве (фюрерпринцип
Райха). Большинство людей пребывают где-то между этими крайностями,
принимая мазохистскую позицию по отношению к тем, кто находится «наверху» (к
правительству, квартирным хозяевам и т. д.) и садистскую позицию — по
отношению к избранным жертвам, по определению находящимся «внизу» (женам, детям,
«низшим расам», людям, живущим на пособие, и т. д.)
«Я» (информационная система)
на этом уровне может функционировать как доминирующее «я» или «нормальная»
личность у тех, чья жизнь сосредоточена на власти, или оставаться «латентным»,
проявляясь только в конфликтных ситуациях. Обычно оно проявляется во всей
красе, когда достаточное количество алкоголя попадает в головной мозг и
изменяет его привычное состояние. Анально-садистский словарь типичного
алкоголика («Засунь это себе в задницу», «Ну ты и задница!», «Пошел ты в
задницу», «Мне на это наср...» и т. д.) как бы обобщает туалетные процедуры и
свойственные млекопитающим привычки использовать экскременты в качестве
территориальных сигналов: «сражайся или уходи».
Люди говорят: «Он вел себя
как двухлетний ребенок» или «Он был сам не свой в тот вечер». Эти замечания
свидетельствуют о том, что «в тот вечер» младенческая информационная система
данного человека — то есть анально-территориальные нейронные цепи млекопитающих
— временно завладела его мозгом.
Политики имеют незаурядные
навыки активации этой системы, иногда легко заставляя целые толпы людей вести
себя подобно маленьким легковозбудимым детям. Излюбленная схема активации
(описанная Шекспиром в «Генрихе Пятом») — пробуждение солидарности
звериной стаи посредством нападения на чужую стаю. Джордж Буш, которого
многие считали «тряпкой», поднял свою популярность до беспрецедентного уровня
как раз в тот момент, когда я искал современную иллюстрацию для этой схемы.
Мистер Буш просто вторгся в маленькую страну третьего мира (Панаму), добившись
быстрой, легкой победы всего за неделю. Образ «тряпки» рассеялся за одну ночь.
Любой альфа-самец в любой стае шимпанзе или горилл, чувствуя, что его авторитет
падает, поступил бы подобным образом.
Эта система обеспечивает
обратную связь между мышцами, адреналином, таламусом головного мозга, анусом и
гортанью. Раздувание тела и издавание шума — это самые обычные сигналы
доминирования у птиц, рептилий, млекопитающих и политиков. Более подробно
узнать об этом вы сможете, изучив речи Гитлера и Рейгана или просто понаблюдав
за двумя утками, спорящими за территорию в пруду.
И наоборот, сжатие тела и
глухое бормотание (или полное молчание) являются обычным рефлексом покорности.
«Отползание с поджатым хвостом» — собачий рефлекс покорности — мало чем
отличается от «языка телодвижений» клерка, позволившего себе не согласиться с
начальником и получившего в ответ сигнал доминирования (раздувание тела и
вой).
Эго — или «я», — определяемое этой системой,
похоже, более свойственно млекопитающим и более эволюционно прогрессивно, чем
быстрые рефлексы рептилий, которые свойственны «я», действующему в оральной
системе биовыживания. Тем не менее, как только возникает настоящая опасность
— угроза жизни, а не статусу, — личность сжимается в примитивное «я»
биовыживания. Эта разница между маммальной* стратегией и рептильным рефлексом
объясняет, почему в анальной территориальной системе имеется больше
«времени», чем в оральной системе биовыживания. В более поздней маммальной
системе сигналы власти изучаются медленно; в более ранней же рептильной системе
атаковать или удирать нужно мгновенно.
3. Семантическая
времясвязывающая система. После
того как ребенок знакомится с языком—то есть узнает, что племенные правила игры
снабжают поток опыта ярлыками и метками, — импринтируется и кондиционируется
новая информационная система, которая затем может расти и развиваться в течение
всей жизни.
Эта система позволяет мне
получать сигналы, посланные 2500 лет назад такими людьми, как Сократ и
Конфуций. Она также позволяет мне посылать сигналы, которые, если мне повезет
больше, чем остальным писателям, будут кем-то приняты в будущем, 2500 лет
спустя. Эта времясвязывающая функция символизма дает людям возможность
использования накопленного за долгий срок опыта, недоступную большинству животных
(исключая, возможно, китообразных), а также позволяет нам страдать от
«проблем», которые, если и существуют, то только на лингвистическом уровне.
С помощью символизма мы можем
создавать (или изучать у их создателей) математические системы, позволяющие
предсказывать поведение физических систем задолго до того, как у нас появятся
инструменты для измерения этих систем (подобно тому, как Эйнштейн предсказал,
что часы, находящиеся в космосе, и часы, находящиеся на Земле, будут показывать
разное время). Мы даже можем строить сложные механизмы, которые действуют —
большую часть времени.
Символизм также дает нам
возможность писать столь глубокие послания, что никто не может полностью их
понять, хотя почти все соглашаются, что в них содержится какая-то важная
информация (пример — Девятая симфония Бетховена).
Он также позволяет нам
создавать бессмысленную метафизику и Странные Петли, настолько непонятные, что
общество начинает бить тревогу и либо сажает нас под замок, либо настаивает на
нашем «лечении». При помощи этих непонятных символов, не будучи изолированными,
мы можем даже заставить массу людей поверить в наш бред и либо уничтожить 6
миллионов козлов отпущения (случай Гитлера), либо выстроить всех в ряд и
напоить коктейлем с цианидом (случай Джима Джонса ), либо реализовать
практически любой другой идиотизм.
Если импринты в первых двух
информационных системах разделяют нас на две большие группы — консерваторов и
пионеров, ведущих и ведомых, и т. д., — то семантическая система делает
возможной дальнейшую дифференциацию, наделяя человечество большим числом
племенных отличительных качеств — как полезных, так и вредных, — чем имеется у
любого другого класса животных.
Мы все живем отнюдь не в
одной вселенной. Миллионы живут во вселенной ислама, лишь с огромным трудом
понимая людей, живущих в христианской вселенной. Миллионы других живут в
марксистской вселенной. Большинство американцев совершенно счастливо, живя в
смешанной вселенной капитализма XIX века и христианства XIII века, однако наша литературная интеллигенция живет во
вселенной фрейдистско-марксистской, начала XX века, и только немногие хорошо информированные
ученые действительно живут во вселенной 1997 года. И т. д.
Разрабатывая и развивая свою
эмическую реальность, или туннель реальности, человек может достичь высшей
степени творчества, когда он начинает «изобретать» совершенно новую и
индивидуализированную фразеологию бытия в целом. Такие великие творцы либо
получают Нобелевские премии (в области искусства или науки), либо попадают в
«психиатрические лечебницы», в зависимости от того, насколько умело они продают
свое новое видение остальным. Некоторые сначала попадают в сумасшедший дом, а
уж потом получают всеобщее признание как великие пионеры науки — например,
Земмельвайс, первый врач, который предложил, чтобы хирурги мыли руки перед
операцией.
(По странному стечению
обстоятельств, Эзра Паунд получил награду Библиотеки Конгресса за лучшее
стихотворное произведение года в
Семантическая
времясвязывающая система создает обратную связь между вербальным левым
полушарием головного мозга, гортанью, правой рукой (которая манипулирует миром
и проверяет точность карт или представлений) и глазами (которые читают слова и
рассматривают окружающий мир).
«Я», существующее в этой
системе, имеет больше «времени», чем «я» в ментальной территориальной системе
млекопитающих или рептильной системе биовыживания. В самом деле, оно может размышлять о
«времени» или о других словах и придумывать философии о мирах без времени,
трехмерном времени (Успенский), измерениях с бесконечным временем (Дюнн) и т.
п. Оно может придумывать новые гештальты, производящие квантовые скачки
в наших банках социальной информации, но может также бесконечно барахтаться в
полной бессмыслице.
Как импринт «ума», так и
импринт «тупости» обычно действуют в этой системе на протяжении всей жизни.
Последующие кондиционирование и обучение осуществляются над параметрами
«смышленого» (хорошая речь, ясное мышление) либо «глупого» (плохая речь,
«безмыслие») «я».
4. Социосексуальная система.
По достижении половой зрелости наша ДНК высвобождает молекулы-посланники РНК,
которые извещают все подсистемы, что настал брачный период. Во время этого
процесса полностью преображается тело, а также изменяется нервная система
(«сознание»). Появляется новое «я».
Как правило, импринты и
генетика играют основную роль, а кондиционирование и обучение модифицируют, но
при этом редко радикально изменяют генетико-импринтные императивы. Если
окружение формирует у человека сексуально-позитивный импринт, его взрослая
сексуальность будет иметь радостный и даже «трансцендентный» характер; если же
окружение формирует у него сексуально-негативный импринт, сексуальность
навсегда останется для него беспокойной и проблематичной.
Цепи социосексуальной системы
проходят через переднюю часть головного мозга, через гормональную и
нейро-пептидную системы в гениталии, грудь и руки (цепи объятий, прижиманий,
полового акта). «Хороший» сексуальный импринт создает архетипические «ясные
глаза и густые волосы», тогда как «плохой» импринт проявляется в напряженной
или отрешенной внешности.
«Я» или эго в этой
системе легко обучается взрослым Правилам Игры (цивилизованным нормам,
«этике»), если сексуальный импринт не имеет сильных негативных компонентов.
Когда же в импринте присутствуют негативные или «извращенные» компоненты,
взрослые Правила Игры не становятся на место и в результате либо
кристаллизуется личность «вне закона» (насильник, уголовник с архетипической
татуировкой «Обречен на поражение» ), либо возникает дуализм типа «Джекил —
Хайд», отличным примером которого могут быть секс-негативные телевизионные
проповедники, которых то и дело застают за весьма извращенными сексуальными
играми.
Какая бы система ни
доминировала в определенный момент времени, она всегда проявляется в качестве эго
или «я». Это справедливо в двух смыслах:
1. Люди, познакомившиеся с мистером А, когда у
него доминировало Оральное подчинительное «я», таким его и запомнят. Те же кто
познакомится с ним в момент, когда у него будет доминировать Семантическое
рациональное «я», запомнят его как человека совершенно другого типа. И т. д.
2. Ситуативные информационные системы, как
обсуждалось выше, действуют таким образом, что, если одно из «я» доминирует,
вы на удивление прочно «забываете» другие «я» и действуете так, словно ваш
головной мозг имеет доступ только к информационным банкам доминирующего в
данный момент времени «я». Так, например, будучи напуганы до младенческих
оральных состояний, вы можете подумать: «Я всегда был слабаком», совершенно
забывая моменты, когда в вас преобладал анальный доминатор или вашим мозгом
управляли семантические или сексуальные импринты, и т. д.
(Данный анализ во многом
основан на книге доктора Тимоти Лири «Инфо-психология» (1988). Более
подробное обсуждение этого вопроса, и менее техническое, чем у доктора Лири,
вы можете найти в моей книге «Прометей Восставший» .)
Но если мы имеем множество
потенциальных «я», вместо одного цельного «сущностного "я"»
аристотелевской философии, и если каждое из этих «я» выступает в роли
наблюдателя, который создает туннель реальности, представляющий целый
отдельный мир (для тех, кто незнаком с трансакционной или квантовой
психологией), то:
Каждый раз, когда внешний
или внутренний спусковой механизм вызывает в нас квантовый скачок из одного «я» в другое, изменяется и окружающий
нас внешний мир.
Это объясняет, почему Мэри
сегодня может сказать, искренне в это веря, что «все меня дразнят», а завтра,
веря в это не менее искренне, — что «все меня любят и помогают мне»; почему в
один момент Джон может думать «Вокруг одни мерзавцы», а в следующий — «Мне их
жаль; они все так страдают».
Все люди живут в разных umwelt (эмических реальностях), но и каждое из
«я», существующих в одном человеке, также живет в отдельном туннеле реальности.
Число миров, воспринимаемых
людьми, отнюдь не равно числу проживающих на Земле людей, а превышает его в несколько
раз. Поэтому кажется чудом, что люди иногда еще находят возможным общение друг
с другом.
Квантовая механика
утверждает, что электрон принимает новую «сущность» при каждом новом его
измерении (или, точнее говоря, у него вообще отсутствует «сущность»). Точно
так же нейрология утверждает, что личность Мэри, которую мы встретили во
вторник, может отличаться от личности Мэри, встреченной нами в понедельник
(или, как заметили буддисты задолго до появления нейрологии, у Мэри вообще нет
«сущности»).
Как мы уже заметили в начале,
краеугольным камнем экзистенциализма является утверждение, что «существование
предшествует сущности», или что у нас вовсе нет «сущности». Подобно электронам,
мы прыгаем из одной информационной системы в другую, и только те из нас, кто не
особо присматривается, верят в то, что во всех превращениях сохраняется единственная
«сущность».
В.В. Назаров,
П.Г. Сливко, Т.Г. Коваль, Е.В. Кипаренко
Использование методов мануальной терапии
в лечении головокружения
Головокружение - искаженное восприятие положения своего тела в пространстве и ощущение мнимого движения собственного тела или окружающей обстановки. Это состояние, которое серьезно снижает качество жизни, оно затрудняет способность перемещаться, совершать повороты и т. д. Чувство равновесия в процессе эволюции возникло раньше других чувств, таких как зрение и слух, поэтому любое расстройство функции равновесия человек переживает очень тяжело, иногда доходя до состояния ужаса. Головокружение - одна из самых частых жалоб больных В различных возрастных группах частота этой жалобы составляет oт 5 до 30% По данным литературы существует около 80 возможных причин головокружения, при этом отмечается, что в 12-18% случаев имеется сочетание нескольких причин. Выяснить причину головокружения обычно достаточно сложно, но быстро и эффективно купировать его - обязанность врача невролога. Часто этот симптом встречается при вертебро-базилярной ишемии, обусловленной различными причинами, в том числе и остеохондрозом шейного отдела позвоночника. По данным Н.В. Верещагина нарушения в вертебрально-базилярной системе составляют около 70% всех расстройств циркуляции головного мозга, инсульты же развиваются в ней в 2,5 раза реже, чем в системе сонных артерий.
В условиях неврологического отделения гарнизонного военно-морского госпиталя нами проводилось лечение головокружения как симптома вертебро-базилярной ишемии 32 больным в возрасте от 24 до 50 лет, которые были разделены на две группы. В первой группе (16 больных) применялась общепринятая терапия сосудистыми препаратами (трентал, ницерголин, антигистаминные препараты, антидепрессанты), в результате частичное и нестойкое купирование головокружения удалось достигнуть на первые сутки у одного (6,2%), на вторые сутки у шести (37,5%), на третьи сутки и более у девяти (56,3%) больных. При улучшении самочувствия дополнительно назначались физиотерапевтические методы (электрофорез с эуфиллином или бромом на шейный отдел позвоночника), общий курс лечения до полного купирования головокружения составил от 10 до 21 дня. Часть больных нуждалась в проведении повторных курсов лечения в связи с нестойким положительным эффектом. Во второй группе (16 обследуемых) у 13 (81,3%) больных эффективное и быстрое купирование головокружения удалось достигнуть на первом сеансе, у 3 (18,7%) больных на втором сеансе мануальной терапии. Применялись мягкотканые щадящие методы - субокципитальный релиз, постизометрическая релаксация мышечных групп шеи, на последующих сеансах практически у всех больных дополнительно применялись мобилизация шейного отдела позвоночника, мышечно-энергетические техники, коррекция двигательного стереотипа. Надо отметить, что у 11 (68,7%) больных после первого сеанса не только отсутствовало головокружение, но и появились субъективные ощущения в виде улучшения зрения, слуха, внимания. У всех больных после проведения 3-5 сеансов стойко сохранялся положительный эффект, повторных обращений не было.
Таким
образом, современный подход к лечению головокружения предполагает не только
использование комплекса медикаментозных и фармакологических воздействий, но и
широкое применение методов мануальной медицины, которые позволяют существенно
снизить сроки пребывания в стационаре данной категории больных.
Урок 2
Свобода поедания
Эти слова, вынесенные в заглавие
всего лишь должны подчеркнуть право каждого в выборе диетического питания для
своего организма. А что такое диета? На этот риторический вопрос вообще не
стоило бы заострять внимания в наш просвещенный век, когда этих диет больше чем
продуктов на нашем столе. Не берусь переводить значение этого понятия на
русский язык, оно на слуху. Хотелось бы разобраться в другом – для чего она
вообще нужна.
Диета, как понятие процесса
ограничения приема пищи была организована с целью упорядочения взаимодействия
пищевых энергоресурсов с энергетикой организма. Следовательно основная функция
диеты заключается в предоставлении энергосистеме человека доступных
энергопотенциалов из продуктов питания. Достаточно просто, но есть один «подводный
камень». Пищи с нашим индивидуальным диапазоном энергетики не существует. Вся
она, включая минеральное, растительное и
животное происхождения, состоит из более грубых энергопотенциалов.
Что же можно употреблять в пищу?
Без сомнения – всё то, что может быть усвоено организмом человека. Единственное
ограничение состоит в том, что пища должна быть здоровой и иметь полную линейку
энергетики в своем составе.
Рассмотрим еще раз энергосистему
человека. Она состоит из энергополей сосредоточенных вдоль Кундалини –
индивидуального восходящего потока энергии человека. При грубой разбивке
получается нарезка из семи энерготел, соответственно количеству чакр. Это такие тела, как: физическое, астральное,
ментальное и так далее. Несущая частота от энерготела к энерготелу увеличивается,
а следовательно уменьшается объем соответственного энерготела. Но при этом мы
не должны забывать человек (так уж почему-то все люди считают – авт.) является
вершиной пирамиды, состоящей из минерального, растительного и животного царств.
Таким образом в энергосистему человека входят энергетика вышеназванных царств.
Следовательно человеку для его нормального функционирования потребны как
простые химические соединения, такие как кальций и кислород, так и
высокоорганизованные соединения – белок, углеводы, жиры и так далее. Иначе
говоря, человек в том или ином виде потребляет всё, что есть.
Остаётся только один вопрос, как
продукты с заведомо меньшей энергетикой могут пригодиться ему в становлении его собственной энергосистемы. Для этого надо
учитывать, что все частоты в энергетике не являются чем-то строго
индивидуальным, а они все взаимосвязаны. Это можно посмотреть на примере одного
из уровней энергосистемы, например физическом.
Разделим его на семь подуровней и получим
физически – физический (ф-ф), физически – астральный (ф-а), физически –
ментальный (ф-м), и так далее. Если же посмотреть на астральный уровень,
соответствующим образом разделенный на подуровни, то можно обнаружить в нём
такое же деление и астрально – физический (а-ф) подуровень. При этом энергия
взаимообмена будет идти не только по восходящему потоку (из ф-ф в ф-а, … а-ф) с повышением частоты,
но и по перекрестным связям (из ф-а в а-ф) и обратно.
Следовательно
если в энергосистеме человека происходит сбой на каком-либо подуровне, то
восстановить несущие частоты соответствующего подуровня возможно за счет
повышения соответственного подуровня другого уровня энергосистемы. Поэтому
практически не бывает такого, чтобы весь уровень энергосистемы остался без
энергетики, а иначе говоря, без несущих частот, представляющих собой орган для
передачи импульса с одного уровня на другой.
Хорошо,
можете сказать Вы многоуважаемый читатель, но при чём же здесь диета?! Нас
интересует простой вопрос – какой продукт приятней для ментального, а какой для
каузального уровня.
Процесс
взаимодополнения уровней, как раз и есть тот самый механизм, заложенный в нас
Создателем или Природой (это кому как приятней – авт.). Нам же надо знать одно
– любой продукт содержит составляющие для любого подуровня энергосистемы
человека. Но при этом не надо забывать, что самая лучшая энергетика (наиболее
полный спектр частот) в «живых» продуктах растительного и животного
происхождения. Любая переработка, во-первых, уменьшает энергетику продукта, а,
во-вторых, может изменять её знак.
К
вредным можно отнести последствия поедания «мертвой» пищи. К ней относятся
сублимированные, вымороженные, засушенные и так далее продукты длительного
хранения. Да, эта, как и вообще любая, пища на физическом уровне взаимодействия
принесет какое-либо количество энергии, но это отнюдь не означает, что данная
энергия будет полезна человеку. Лишенная энергетики, или заряженная
отрицательно пища способна забивать слабые подуровни энергосистемы человека, а
в последствии не давать ей нормально функционировать. «Мёртвая» пища усваиваясь
на физическом уровне, никуда не девается, не дает энергии высшим подуровням и
проявляется в виде жировых отложений. Посмотрите вокруг и может тогда увидите
гигантское количество «мертвой» энергии опутывающей людей. Каждый килограмм
жира на человеке равносилен тонне недополученной энергии Света, конечно это не
в реальных величинах, а ради сравнительного анализа.
Однако,
мы живем не в том районе Земли где продукты произрастают в любом угодном для
потребления количестве и всегда свежи и годны к применению по назначению, в
смысле для еды. Продукты подвергаются консервированию, термической обработке и
другим способам приготовления, для продления их срока годности и придания им
вкусовых качеств. В большинстве случаев после означенных мероприятий они все
являются нулевыми по энергетике. В них остается только более устойчивая к
выживанию энергетика минерального царства или физически-физический подуровень
по нашей классификации.
Как
же сохранить собранный урожай, а вместе с ним и полезную энергетику растительного
царства. К сожалению таких способов, на данном этапе развития человечества пока
нет. Из тех, что известны и более – менее помогают в этом, можно перечислить
следующие:
- быстрая заморозка и сохранение в
нейтральном газе с пониженной температурой, с последующим оттаиванием при
комнатной температуре.
- квашение, при этом процессе энергетика
несколько видоизменяется, но сохраняет свою положительную направленность.
Но
опять же не надо забывать, что этими способами нельзя сохранить положительную
энергетику навечно.
Продукты
поставляемые к нашему столу из животного царства требуют более трепетного
обращения. Как правило, они имеют ограниченный период сохранности энергии. Перечень полезных для энергосистемы, а
следовательно для человека продуктов животного происхождения очень мал – молоко
парное и мёд. Всё остальное вредно, потому что впитывает в себя отрицательную
энергию смерти.
Как
же человек может запасать энергию для поддержки энергосистемы. Ответ достаточно
прост. Для этого надо пользоваться тем питанием, что есть с древнейших времен
существования мира, а именно энергопотоком естественного питания. Это природные
стихии окружающие нас, такие как воздух, вода, Солнце и другие. Их можно
потреблять без ограничений, но в разумном количестве, потому что они содержат
весь спектр частот необходимых для нормального развития и поддержания
энергосистемы человека в гармоничном состоянии. В нашем случае, энергопоток
солнца, в течении одного часа в день, может заменить человеку практически
суточный рацион за исключением низкоуровневых, потребных человеку для
терморегуляции организма, в зависимости от окружающей среды обитания.
Но
о терморегуляции организма поговорим в следующий раз.
Смысл развития человечества с позиции
философии истории
Философия истории представляет собой очень широкое поле исследования. Философия истории - это поиск смысла самой истории человечества. А история - это наша жизнь с постоянным стремлением понять и человека, и общество, и природу, и космос. Поиск смысла самой истории позволяет ориентироваться в настоящем и через осознание смысла прошлого готовиться к жизни будущего.
Рассмотрим, каков поиск смысла самой истории человечества различными философами.
Философия истории - это само становление человечества в течение всех этапов его развития. Существует множество различных точек зрения на понятие "развитие". Гегель рассматривал развитие как движение вперед от несовершенного к совершенному, причем несовершенное содержит а себе свою противоположность, зерно совершенного. Совершенное есть абсолютная идея (дух), которая своим содержанием имеет процесс своего же собственного раскрытия в виде последовательного продвижения от стадии к стадии. Этапы истории - это ступени развертывания духа. Подобной мысли в основном придерживается и восточная философия.
Ф. Ницше указал на совсем иной подход к истории. Он утверждал, что человеческая история - лишь летопись разрушения и угасания человека как биологического вида. Разумный человек рассматривался Ницше как ошибка жизни, силы которого все дальше отступают под натиском механизмов цивилизации. При этом утверждается, что нет движения от низшего к высшему, что основой познания является не истина, а заблуждение, что будущее не за человеком, а за сверхчеловеком.
В. Соловьев говорил, что развитие - это постоянное движение к цели, т.к. пребывание в неподвижном виде исключает всякую цель. Развиваться - это значит: быть чем-то и быть этим чем-то во все моменты своего развития; привносить в каждую точку развития нечто, чего не было раньше. Но простое сопоставление этих новых точек противоречит развитию, т.е. все эти точки должны быть с самого начала развивающимися, в нерасчлененном виде. И только тогда, когда развивающееся уже содержит в себе в потенциальном виде все то, чем оно станет впоследствии, как семя растения потенциально содержит в себе уже все будущее растение, только тогда возможно развитие в собственном смысле этого слова. Другими словами, это развитие должно быть жизнью, а это развивающееся должно быть живым организмом или существом. История человечества развивается подобно живому существу и имеет ступени развития. Основных ступеней три: экономическая, начинающаяся с семьи, которую Соловьев понимает как примитивный человеческий организм; политическая, когда вместо чисто экономических отношений зарождается общение человеческих индивидуальностей; духовная ступень -идеальное состояние человечества с торжеством истины, добра и красоты.
В. Лосев дополнил учение о развитии В. Соловьева, сказав о том, что категория развития должна применяться не только к человечеству, но и ко всему миру и к бытию в целом. Анализируя лишь развитие человечества отдельно от всего бытия, образуем неполноту познания смысла истории. А бытие, как и организм, есть единство и цельность.
И. Кант рассматривал попытку философов разработать всемирную историю согласно плану природы, направленному на совершенное гражданское объединение человеческого рода как соответствующее этой цели природы. И. Кант стремился проникнуть взором в тайный механизм природы, при этом он допускал, что природа даже в проявлениях человеческой свободы действует по плану и с целью. Руководствуясь этой идеей, можно беспорядочный "агрегат" человеческих поступков представить как систему. На основе этой системы отношений будет Открыт закономерный ход улучшения государственного устройства и искусство политического предсказания будущих государственных изменений
П. С. Гуревич включает понятие "судьба" в философию истории. Судьба -это предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа. Человек может выступить в роли "властелина судьбы", но только в том случае, если он ее знает и руководит ею, т.е. он действует в соответствии с познанным всемирным законом. Это позиция исторического детерминизма, на которой стояли и Ф. Шеллинг, и К. Маркс.
П. Тиллих интерпретировал течение истории как генезис, акме и упадок. Он же указал на то, что существование людей во времени и пространстве в качестве обособленных индивидов таит в себе трагическую вину, которая ведет к саморазрушению.
И. Кант видел, что человеческий род достигнет такого состояния, когда его назначение на Земле будет исполнено, а Тиллих говорил, что человеческая история вообще не имеет цели.
История превратилась в серию происшествий в физическом времени, которые совершенно бесполезны для интерпретации существований как такового. Тиллих ставит проблему неопределенности жизни во всех ее измерениях. Существует только один способ справиться с нею - преступить ее пределы и жить внутри этой неопределенности так, как будто уже свершилось возвращение к Высшему Единому.
И. Гердер показывает простые и недвусмысленные принципы философии истории - традиция и органические силы. Традиция - это преемственность передачи опыта культуры и просвещения из одного поколения в другое. Предание есть традиция воспитания человека для одной из форм человеческого счастья и образа жизни. Органические силы нужны человеку для преобразования в свое существо великого прообраза. Гердер придерживался мировоззренческой установки на культурный синтез, на "всемирность истории", на "схождение культур", т.е. универсализма. Он убеждает нас в том, что в культурном разнотравье просматривается единая линия, провозвестие общечеловеческой культуры.
Ф. Шеллинг устанавливает три периода истории:
1. Господствует только судьба, т.е. совершенно слепая сила, холодно и бессознательно разрушающая все великое и прекрасное.
2. Мрачный и неизвестный, господствующий на 1-й стадии, выступает теперь превращенным в открытый закон природы, заставляющий необузданный произвол и свободу служить замыслу природы, и так постепенно привносит в историю хотя бы механическую закономерность.
3. То, что являлось нам в предшествующие периоды в виде судьбы или природы, раскроется как провидение и тогда станет очевидным то, что даже казавшееся нам просто вмешательством судьбы или природы было уже началом открывшегося, хотя и несовершенным образом, провидения.
Человечество в своем развитии проходит этап за этапом, т.е. эволюционирует. К. Маркс вносит новую идею развития общества через периодически повторяющиеся революции. Человечество медленно эволюционирует. Но в определенное время происходит ускорение и революционный переход в новое качество жизни. Причиной такого развития является существование различных классов общества и их борьба между собой. Это единство и борьба противоположных классов и есть источник прогресса. Это непрерывное, непрекращающееся движение к переустройству всего общественного здания. Борьба классов, по его мнению, разрушает все старые и отжившие отношения в обществе. Со временем происходит производственная и политическая централизация с тенденцией сплотить людей в одну нацию, с одним правительством и одним законодательством. Национальная односторонность и ограниченность становятся все менее осуществимыми, изоляция переходит в открытые всемирные отношения с реализацией огромных производительных сил, дремлющих в недрах общественного труда, что наделяет смыслом всю человеческую историю.
Итак, Гегель рассматривал развитие в целом как постепенное раскрытие совершенной идеи (духа) в последовательном движении от несовершенного к совершенному. В. Соловьев видит человечество как единый живой организм, обязательно имеющий цель - само движение к торжеству истины, красоты и добра. Лосев говорит, что развитие человечества неотъемлемо от развития всего бытия, т.к. все есть единство и цельность. И. Кант указал на то, что отношения человечества представляют собой систему с имеющимися закономерностями. При этом сам человеческий род стремится к тому состоянию, когда все его природные задатки смогут быть развиты и его назначение на Земле будет исполнено. Шеллинг видел природу, провидящей свои планы и на основе закономерностей реализующей их. Гуревич дополняет, что не только природа, но и сам человек может, зная всеобщие законы развития, владеть своей судьбой. Всемирные знания передаются как опыт культуры в традиции, это показывает преемственность культурного наследия, которую установил Гердер. Преемственность традиции приводит к преображению человека на основе Великого прообраза. Тиллих сказал, что человек в своем развитии не может быть отделенным ото всех, т.к. обособленность индивидов ведет к саморазрушению. Значит, человек должен быть единым с обществом. Об этом же говорил и Маркс, указывая на то, что человек не может жить в обществе и быть отдельным от него Само же общество развивается циклически и поэтапно, проходя эволюционные периоды с переходом в новое состояние жизни через революцию. Основой же и смыслом развития является интеграция во всемирные отношения с реализацией огромных производительных сил общественного труда.
Таким образом, мы видим, что человечество развивается
на основе всеобщих закономерностей, планомерно движется к великой цели -
интеграции людей во всемирное сообщество для реализации истины, красоты, добра.
(Окончание)
Все были в
сборе. Дополнительно уже были оповещены многие. Собранию священников мог бы
позавидовать любой храм. Но все они пришли сегодня с одной целью, ясно читаемой
на лицах. Им было интересно посмотреть своими глазами на того человека, о котором
говорила вся Иудея. У многих было желание поверить. Все знамения говорили о
том, что день пророчества уже близок. Но сколько их было уже, тех мессий,
которые будоражили умы людей, на деле оставаясь шарлатанами? "Может быть,
на этот раз пришел тот человек, который поможет обрести свободу Иудее и поведет
народ к воле, к той мечте, ради которой евреи ходили по пустыне и сквозь моря.
Кто покажет истинную силу рода Давидова", - эти мысли не высказывались, но
страстно лелеялись каждым вторым, сидевшим во дворе дома в ожидании встречи с
Иисусом.
Он вошел тяжелой
походкой. В нем не было царственной осанистости. Не было тех, кто должен был
идти рядом, подчеркивая, что это тот, кого ждали веками, что это вождь народа
Израилева.
- Иуда Искариот,
прими деньги в знак благодарности за то, что помог устроить мне встречу с
Иисусом. А теперь уходи, так как далее мы хотим разговаривать с ним сами.
- Но я тоже хочу
быть рядом с ним.
- Что ж,
останься.
Все сидевшие
внимательно осматривали стоящего в центре двора претендента на роль мессии.
Сколько их прошло через такие вот встречи, после которых было два пути, один из
которых - побитие камнями за шарлатанство и введение народа в искус, а второй -
признание. Этот путь пока был закрыт для всех, за отсутствием настоящего мессии.
Затянувшееся молчание нарушил хозяин дома.
- Известно нам
предсказание о появлении человека, рожденного земной женщиной от Бога. Известно
также, что заявила мать твоя, Мария, о том, что зачатие было непорочным, что
якобы засвидетельствовали священники церкви. Объявила она об этом не сразу, а
лишь недавно, и тех людей, на которых ссылается она, уже нет в живых, чтобы
подтвердить или опровергнуть слова ее. И как это соотносится с тобой, Иисус из
Назарета? Как можешь заявлять, что ты единственный на Земле Сын Бога? Дай нам
свидетельства.
- Не я так
говорил, а Бог. Так говорили те, кто идет со мной.
- Хорошо. Но
тогда представь нам свидетелей слов своих. Покажи тех, кто подтвердит истину,
тобой высказанную. Ты сказал - Бог? Если ты его сын, то попроси Его явить нам
знак свыше, чтобы уверились мы в правоте твоей. Ты говоришь - люди? Тогда
почему никто, кроме Иуды, не присутствует здесь? Представь нам хоть двоих
свидетелей.
- Господин,
прости мне мою дерзость, - рабыня согнулась в поклоне, - Но во внешнем дворе
есть человек, которого я видела с Иисусом из Назарета. Разреши его привести
сюда.
- Это против
закона. Каждый приходит на святейший синедрион добровольно, но мы... - он
внимательно осмотрел сидящих - те кивали головой, когда встречались с ним
взглядом, - Согласны.
Рабыня убежала,
а во дворе вновь воцарилась напряженная тишина. Иисус стоял посередь двора и
молился, прикрыв глаза и безмолвно шевеля губами. Иуда попытался пройти к нему,
но его задержали. Первосвященник нахмурил брови.
- Мы уже знаем,
Иуда, все, что ты нам скажешь, но позволь учителю твоему, ты ведь так его
называешь, самому рассказать то, что нас интересует.
Рабыня явилась
расстроенная и подавленная.
- Господин, тот
человек сказал, что он не знает никакого Иисуса, но я точно помню, что видела
его рядом с ним. Господин, прикажите схватить его и доставить сюда.
- Иди на кухню и
займись делом своим, женщина. Иисус, те люди, что были с тобой до этого,
отказываются от знакомства с тобой, а значит - не верят в тебя. У тебя один
только путь доказать правоту - проси Отца нашего небесного о знамении,
подтверждающем слова твои.
Иисус молчал,
думая о чем-то своем.
- Докажи нам,
Назаретянин, что мы не зря явились сюда по утру, иначе гнев наполнит наши души
возмущением!
- Не молчи, или
ты думаешь, что власть твоя велика? Или молчание подтвердит, что ты сын Бога в
большей степени, чем все остальные?
- Сотвори чудо,
какие совершал ты по пути сюда!
- Пусть он
прилепит на место ухо, что отрубили твоему рабу, Каиафа! Если он тот, за кого
себя выдает - это в его власти. Тогда я поверю в него.
- В младенчестве
он, по слухам, переспорил многих священников. Мы не знаем их имен, пусть он
говорит с нами о Боге.
- Знамение,
покажи знамение, сын плотника!
- Проси Господа
нашего, чтобы смягчились наши сердца и наполнились добротой к тебе. Может тогда
мы уверуем, что ты тот, за кого себя выдаешь.
Иисус молчал, а
сидевшие все больше приходили в неистовство, озлобляясь на молчание
претендента.
- Расскажи нам,
Иисус из Назарета, зачем явился в Иерусалим и что принес с собой для народа,
кроме смуты и волнения, - первосвященник смотрел неодобрительно, - которые уже
прокатились по городам Галилейским. Вводя в искус народ царства Иудейского,
неужели ты хочешь возмущения и здесь?
- Я никогда не
подбивал народ к смятению, но говорил правду о том, что происходит вокруг.
Никогда не собирал Иудеев тайно, а всегда учил там, где они сходятся
добровольно - в синагогах и в храмах. Я не противник власти мирской, так как
она поддерживает порядок среди народа.
- А какая власть
должна быть превыше - духовная или мирская? Верно ли то, что ты учил народ
подчиняться власти римлян, допуская, что она превыше власти священников?
- Сказано мной
уже было, что надо отдавать цезарю - цезарево, а Богу - Богово. А что до
простого раба, то ему все равно, кто у него хозяин, главное, чтобы его не били,
кормили и не заставляли слишком усердно трудиться.
- Значит, ты
считаешь справедливым, что нами управляют римляне, а не мы? Разве не мы Богом
избранный народ, который должен управлять другими?
- Бог един для
всех. Для него дорог каждый, кто придет к нему с любовью. Каждый народ достоин
своих правителей... - пощечина, данная одним из священников, прервала его речь.
- Ты не достоин
называться сыном народа иудейского, ибо так может рассуждать только враг колена
Давидова! - кричавший был в таком бешенстве, что стал рвать на себе одежды, -
Мне не нужно больше доказательств и рассуждений этого человека, ибо я уверен,
что это не тот, кто должен был к нам прийти.
- Кто еще хочет
высказаться по этому поводу? - первосвященник обвел глазами собравшихся, и те
заговорили.
Кричали
одновременно, перебивая и не давая другим говорить, но смысл всех выступлений
был один - это не тот, кого ждали. Настоящий мессия должен быть тем, кто
объединит народ всех колен иудейских и с Божьей помощью поведет их к победе над
врагами. Но для этого он, как и Моисей, должен стать перстом Бога, испепеляющим
всех, кто стоит на пути народа иудейского.
Тот же, кто
пришел, не может представить на суд синедриона ни силы, дарованной Богом, ни
самой своей родственной связи, которая дала бы ему возможность ради славы
иудеев просить Бога о том или ином. Мало того, он еще не против римской власти
над иудеями, а значит, опасен народу израилевому. Раз так, значит надо
перекрыть любую возможность распространения таких суждений среди людей.
- Стойте, но
сейчас праздник опресноков, и мы не можем в эти дни осудить кого бы то ни было
на смерть. - Анна перевел дух, - Ибо не будет нам впоследствии ни прощения, ни
благодати за это. Но справедливо то, что человек, вводящий народ в заблуждение,
должен быть примерно наказан смертью, для искоренения крамолы. Поэтому следует
передать его в руки римлян, которые собираются казнить сегодня разбойников.
Пусть они и его тоже осудят.
- Истинные слова
говоришь, - Каиафа встал, - Поэтому я объявляю решение верховного синедриона:
самозваного мессию Иисуса отдать в руки наместника Пилата с требованием осудить
за преступление против народа иудейского, выражающееся в разжигании смуты и
волнений среди людей, которые идут во вред власти. Теперь же я забираю Иисуса с
собой и отправляюсь во дворец наместника. Желающие помочь мне и быть
свидетелями обвинения или защиты могут идти туда, чтобы восторжествовала
справедливость суда нашего.
Все как один
встали и пошли к выходу. Проходя мимо Иисуса, они насмехались над ним, укоряя в
том, что он, будучи "сыном Божьим", не может за себя постоять. А раз
Отец небесный за него не вступается, то, значит, Назаретянин лжец. Многие
плевали Ему под ноги, а Он лишь стоял с высоко поднятой головой и смотрел им в
глаза. И они отводили взор и торопливо отходили в сторону, уступая место идущим
в след.
Стражники, после
приговора синедриона, уже не были милосердны к Иисусу и вели себя грубо. Ему
связали руки и потащили как разбойника, не обращая внимания на его протест, а
когда он принялся укорять их, что они ведут себя по отношению к нему
бесчеловечно, то его просто ударили палкой по спине, и он повис между двумя
несущими его безвольно. Встречавшимся на пути людям объясняли просто, что это
ведут человека, возомнившего себя сыном Божьим и смущавшего этим многих. И не
было среди толпы этой сочувствующих Ему, ибо сказано древними, что никто из
рожденных на Земле не может быть равным Богу. И летели в него камешки и камни,
но не сильно, так как нельзя иудеям на праздник опресноков проливать чужой
крови.
Когда Понтию
Пилату доложили, что к дворцу движется огромная, разрастающаяся толпа иудеев,
он встревожился. Проанализировав ситуацию, он пришел к выводу, что это может
быть опасно, и приказал усилить охрану, а также собрать все имеющиеся силы во
дворце претории. Но даже этого было мало, ибо сердце все равно не покидало
ощущение тревоги и какой-то опасности
А между тем
толпа громко требовала суда и просила наместника выйти к ним. Пилат еще раз
посоветовался с начальником охраны, доложившим ему, что евреи притащили с собой
какого-то избитого человека. Порядок среди них контролирует храмовая охрана, а
иудеи настроены агрессивно только по отношению к пленнику. Пилат вышел к ним.
Шум стих при его
появлении. Люди замерли. Из толпы вышел главный первосвященник Каиафа и
преклонил голову.
- Суда и защиты
требуем мы от наместника великого Рима. Этот человек нарушал установленный
порядок и виновен в смуте и подстрекательстве народа к неповиновению законам
нашим. Тем законам, что установлены предками задолго до появления нашего. Тем
законам, выполнять которые святой долг любого истинного иудея. Виновен в том,
что побуждал людей бросать родных и близких ради него, ставя себя выше Бога
нашего. Виновен также и в том, что посягнул на власть, ему не положенную по
праву рождения. Хотел быть царем всех иудеев, хотя у нас есть свой, Богом
данный правитель.
- Хорошо.
Давайте его ко мне, чтобы мог я поговорить с ним, прежде чем вынести свое
решение. Законы Великого Рима справедливы, и наказание для него будет достойным
его проступков. Дознание будет проведено в течение нескольких дней.
- Наместник, я
прошу быть снисходительным ко мне за мое упорство, но люди требуют немедленного
суда прямо сейчас. Любой из присутствующих может выступить свидетелем.
Толпа вновь
загомонила. И среди отдельных выкриков, что доносились до сознания Иуды,
пришедшего со всеми, все больше проступали слова с требованием казни Иисуса. Он
пробовал кричать противоположное, но его голоса не было слышно сквозь мощный
рев толпы, жаждущей смерти, не состоявшегося, на их взгляд, мессии. Он смотрел
на людей, но видел лишь кровожадные взгляды тех, кто разочаровался в его
Учителе. "Боже, - молил он, - Останови их. Яви силу свою, чтобы не
произошло неминуемое. Боже, но почему ты бросаешь Сына своего на произвол
толпы". Он пробовал протиснуться к Иисусу, которого с группой священников
подвели к входу в преторию, но стражники, получив короткий и ясный приказ,
стали вытеснять его из толпы. Когда же это им удалось, они достали палки и
стали избивать его, пока он не затих под ударами.
Безмолвно
затихшее тело еще подрагивало, когда один из стражников и достал из-под одеяния
небольшой кошель с деньгами первосвященника. Деньгами, которые Иуда брать не
стал, но получил все равно.
Он очнулся ближе
к вечеру. Тело немилосердно болело. Приваленный к забору, чтобы не захлебнулся
от крови, идущей горлом, долго сидел и смотрел ничего непонимающим взглядом.
Силы не появлялись, но усилием воли он заставил себя двигаться. Холод опускался
на древний город. Холод, противоестественный в это время года. Холод, что
пронизывал изнутри, а не снаружи. Кошель тяжело давил на пояс, от него тянуло
смертью...
Только через
несколько шагов он осознал то, что произошло сегодня. Но еще оставался шанс,
что в праздник никто не посмеет казнить, а значит, время еще есть. Однако,
продвигаясь по направлению к дому, где они все остановились, он услышал из
разговоров всю кровавую историю дня. Смысла что-либо делать больше не было, и
он попросился на ночлег в один из ближайших домов, где хлебосольный хозяин
рассказал, захлебываясь от восторга слюной, как римляне, по просьбе народа
иудейского, казнили человека, возомнившего себя царем иудейским, а еще и сыном
Бога. Особенно он был горд, что им, в честь праздника, удалось отстоять
Варраву, прославившегося нападениями на обозы захватчиков и долгими
бесшабашными пьянками.
Наконец, устав
от рассказа, он попросил избитого путника поведать, кто и где его избил, а
также каков был урон от нападения.
- Я был с
Учителем. Это меня он послал, чтобы встретиться с первосвященником.
- Так ты тоже из
бунтарей и лжепророков?
- Иисус не был
бунтарем, он всего лишь хотел, чтобы людям было хорошо.
- Если бы не
закон гостеприимства, то я бы приказал рабам избить тебя, но ради праздника я
разрешаю тебе провести ночь во дворе моего дома, у ворот. С рассветом же ты
должен уйти.
- Спасибо,
добрый хозяин, - но тот уже уходил в дом.
*
* *
Утром его, еще
не очнувшегося от сна, замерзшего, подняли слуги и без разговоров показали на
открытые ворота. Он все понял. Идти было некуда. И только кошель горел клеймом
памяти на поясе. Он пошел к дому Каиафы.
Странно, но его
сразу пропустили во внутренний двор, где он и ждал, пока хозяин дома не захочет
выйти. Увидев Иуду, первосвященник не удивился, а лишь спросил, брезгливо
оттопырив губу:
- Что тебе еще
надо, голодранец? Кто-то еще хочет встретиться со мной? Или тебе мало было
денег?
Иуда молча
отстегнул кошель и бросил к ногам Каиафы.
- Не хочешь
говорить со мной, или дал зарок безмолвия? - по знаку хозяина рабы с палками
окружили гостя.
- За что вы
убили Его? Что Он сделал вам плохого? Почему?
- Не тебе судить
меня! Синедрион есть высшая власть. А теперь убирайся и забирай деньги, что
получены тобой.
- Мне не нужны
деньги, за которые пролита кровь моего Учителя. Я уйду, но Он вернется.
- Мертвецы не
возвращаются, а он мертв и похоронен.
Ученик медленно
повернулся и пошел прочь. Отныне у него не было ни друзей, ни врагов. Те, кто
мог называться друзьями, остались в прошлом, которое было отделено от настоящего
и будущего событиями пятницы. Он бы не смог находиться с теми, кто предал его
Учителя, с теми, кто не пошел с Ним на синедрион и в преторию, чтобы
свидетельствовать.
*
* *
Его не приняли
свои, когда он пришел за вещами. Они отшатнулись от него, как от больного
проказой. Петр, взявший власть среди учеников по праву сильного, проклял его за
поступок, приведший к казни Учителя. Смерть Иисуса на кресте положила конец их
идеализированным представлениям о том, что должно было случиться в будущем,
показав их собственное несовершенство на этот момент. Никто больше слепо не
верил их словам, а значит, настала пора собственного труда.
*
* *
Куда он шел и
зачем; сколько времени прошло с тех пор, как начал он свой путь - он не знал.
Все сущее потеряло для него всякий смысл.
*
* *
Когда путники
обратили свое внимание на шевеление в траве, то даже и не подумали, что там
может быть человек. Седой старец лежал и смотрел в небо. Одеяния его
превратились в лохмотья, а черты лица заострились от голода. Рядом лежал посох из
обломленной ветви, с помощью которой он передвигался. Смерть стояла в его
ногах, и он не противился ее приближению. Потому что перед этим он видел Его.
Учитель подошел
к нему, когда Иуда молился. Согбенная фигура вызывала жалость. Из высохших от
постоянных слез глаз уже ничего не текло. Ученик не удивился, а лишь крепче
схватился за свой посох, чтобы не упасть. Сияние, исходящее от каждой детали
одеяния Учителя, слепило его, поэтому он прикрылся рукой. Иисус, заметив, что
его появление принесло боль, на секунду замер и встал перед своим учеником, уже
без сияния, а просто обычным человеком. Таким, каким Он был до той пятницы.
- Здравствуй,
Иуда Искариот. Неужели возможно измениться так за сорок дней? Что произошло с
тобой? Почему ты не со всеми, которые полны жизни и оптимизма? Которые
наконец-то поняли каким путем им суждено идти.
- Разве могу я
быть с теми, кто тогда отступился от тебя? Болезнь от побоев еще не прошла,
чтобы я мог выглядеть лучше. Прости мне мой вид. Прости мне, что не могу я
забыть обид, хотя и знаю, что надо. Равви, мне нет места на Земле, где уже нет
тебя.
- Я знаю, тебя
не приняли.
- Они не смогли
простить, что я прошел до конца, а они отступились на половине пути. То, что я
передал твое желание Каиафе. Они винят, и будут винить меня за то, что я
выполнил твое пожелание.
- Я могу
исцелить твое тело, но не душу. Могу всем донести правду о тебе, но не могу
заставить людей стать лучше, чтобы они могли, думая не о благах земных,
подняться над суетой и праздностью духа и понять все то, что произошло. Глубину
заблуждения людей, которые отвергли путь, предлагаемый Богом - идти вперед не с
целью обогащения материального, но ради богатства духовного и единения всех
людей, не взирая на то, какой они веры и народности.
- Я не прошу
жизни, но умоляю о милости смерти.
- Обещая тебе
место рядом с собой не думал я, что это произойдет так скоро. Но слово свое
надо держать. Поэтому лишь могу сказать, что не долго тебе осталось ждать,
чтобы вступить со мной в царствие небесное. Сюда идут люди. Они позаботятся о
теле твоем земном.
- Спасибо тебе,
Учитель, за милость, тобой оказанную.
Путники
осмотрели человека, что был плох и уже не дышал. А глаза все смотрели и
смотрели в высокое небо, куда полетела Душа. Под действием неведомой силы тело
изменилось. Черты разгладились, лицо прояснилось. Пораженные чудесным
преображением люди упали на колени, чтобы помолиться Богу, явившему им чудо.
*
* *
Ученик вновь
присоединился к своему Учителю.