Декабрь 06

Точка зрения

 

Начало

Роберт Антон Уилсон Квантовая психология  (выдержки из книги) Глава восемнадцатая Множественные «я» и информационные системы

В.В. Назаров, П.Г. Сливко, Т.Г. Коваль, Е.В. Кипаренко Использование методов мануальной терапии в лечении головокружения

Александр Мугинов Урок 2 (выдержка из Неопубликованная книга)

Е.О. Боляновская Смысл развития человечества с позиции философии истории

А. Бахрутдинов Последние дни перед (окончание)

 

 

 

 


Роберт Антон Уилсон

 

Квантовая психология

 

(выдержки из книги)

Глава восемнадцатая

Множественные «я» и информационные системы

 

В период с1910по1939 год Чарли Чаплин во всех фильмах играл одну и ту же любимую зрителями роль маленького Бро­дяги, получившую мировую известность. В 1939 году Чаплин снял свой собственный фильм, «Великий диктатор», в котором роль Бродяги отсутствовала. Вместо этого Чаплин играл двух персонажей сразу — тирана (пародию на Гитлера) и еврея-пор­тного, одну из жертв тирана. Зрители по всему миру (исключая Германию, в которой власти запретили прокат фильма) были расстроены и раздражены, жалуясь, что им не хватает малень­кого Бродяги. Но Чаплин, однажды избавившись от Бродяги, больше никогда не возвращался к этому персонажу. В последу­ющих фильмах он сыграл множество ролей (серийного убий­цы, доброго старика-актера из водевиля, свергнутого короля), среди которых больше никогда не было Бродяги. Люди хотели вновь увидеть Бродягу, но Чаплин продолжал создавать новые роли. (Предоставим последователям Юнга объяснять, почему перед тем, как избавиться от архетипа Бродяги, Чаплину приш­лось сыграть две противоположные роли...)

Многим актерам пришлось приложить не меньше усилий, чтобы избавиться от отождествления их если не с определен­ной ролью, то с определенным типажом. Хамфри Богарт в течение почти десяти лет играл негодяев — как правило, ганг­стеров, — прежде чем получил первую роль положительного героя. Гэри Гранту так и не удалось избавиться от типажа поло­жительного — романтического или комического — героя. Даже когда Альфред Хичкок убедил его сыграть убийцу в «По­дозрении», киностудия одержала над ним верх, изменив концовку фильма таким образом, что персонаж Гранта оказался невиновен. Таких примеров можно привести много.

Вернемся к «реальному миру». Если, например, один из членов семьи внезапно решит измениться, это вызовет возбуж­дение и тревогу среди остальных членов семьи. Такое явление известно семейным психиатрам: даже если происходящие из­менения и являются желанными и долгожданными для осталь­ных — например, алкоголик бросает пить, — они могут «деста­билизировать» всю семью, вплоть до того, что какой-нибудь другой ее член начнет испытывать клиническую депрессию, психосоматические симптомы или даже ударится в запой (как если бы семья «нуждалась» в алкоголике).

Похоже, что мы не только говорим и мыслим высказывани­ями вроде «Джон старый брюзга», но и будем по-настоящему сбиты с толку и даже напуганы, если Джон вдруг станет друже­любным и великодушным. (Зрители яростно отвергли прежде «обожаемого» ими Чаплина, как только он появился в роли женоубийцы в фильме «МсъеВерду». Вероятно, они не отреаги­ровали бы подобным образом, если бы эту роль сыграл Орсон Уэллс — актер, который написал ее для себя и затем, оказав­шись в немилости у голливудских воротил, продал Чаплину.)

Если бы диккенсовский Скрудж был реальным лицом, то происшедшие с ним изменения спровоцировали бы странное и неожиданное поведение у некоторых лиц из его окружения.,.

Забавно, что Чаплин однажды снял комедию о хаосе, соз­даваемом человеком, у которого явно отсутствует «тождествен­ность» или «сущность», без которой немыслимы наши языко­вые программы, основанные на подлежащем и сказуемом. Речь идет об «Огнях большого города». В этом фильме маленький Бродяга встречает миллионера, обладающего двумя совершен­но разными личностями: щедрого, сострадательного пьяницы и жадного, слегка параноидального трезвого человека. Бродяга и все остальные персонажи вскоре начинают проявлять пове­дение, которое могло бы показаться клиническим сумасшест­вием, если бы мы не были посвящены в неизвестный им секрет: переключение «личностей» миллионера определяется химичес­кими процессами, происходящими в его головном мозге.

Русский мистик Гурджиев утверждал, что в каждом из нас уживаются разные личности. Сейчас эту поразительную идею разделяют многие ученые-психологи и нейрологи. Как указы­вает Гурджиев, «я», которое усиленно трудится, кажется отлич­ным от «я», которое страстно и с наслаждением занимается любовью, а третье «я», которое иногда выходит из себя по незначительным поводам, кажется третьей личностью, и т. д. И в этом нет ничего метафизического, так как даже энцефалог­раммы позволяют это зафиксировать. Доктор Фрэнк Патнэм из Национального института здравоохранения обнаружил, что в экстремальных случаях множественной личности — а только такие экстремальные случаи и признает ортодоксальная психи­атрия — каждой из «личностей» соответствует отдельный тип мозговых волн, как если бы исследователи переносили электро­ды с одного испытуемого на другого.

Доктор Росси определяет эти отдельные личности как «си­туативные информационные системы». В трезвом и пьяном состояниях мы не только представляем две разные личности, как миллионер из фильма Чаплина, но и имеем разные инфор­мационные банки (разную память). Вот почему многие отмеча­ют, что, протрезвев, не могут вспомнить события, происходив­шие с ними в пьяном состоянии, но эта память «чудесным образом» возвращается к ним во время следующего опьянения. Подобное явление еще чаще возникает при употреблении ЛСД; никто не в состоянии вспомнить богатство ощущений, достав­ляемых этим наркотиком, пока не будет принята следующая доза.

Эмоциональные состояния, похоже, являются частью замк­нутого причинно-следственного контура химических процессов головного мозга. Сейчас, в 1990 году, наука, кажется, еще неспо­собна прямо утверждать, что одна часть круга может «быть причиной» остальных. Теперь понятно, почему мы склонны вспоминать счастливые моменты нашей жизни, когда мы счас­тливы, и несчастливые — когда мы расстроены.

Отдельные «личности», или информационные системы, существующие в обычном человеке, делятся на четыре основ­ные группы. Кроме того, у людей, которые занимаются тем или иным видом нейрологического самоисследования (метапрограммирования), можно выделить еще четыре дополнительные группы.

1. Оральная система биовыживания. Эта система, похоже, со­держит в себе импринты и кондиционирование, относящиеся к раннему детству, а также основанный на них последующий опыт.

Если вы напряжете память, то сможете вспомнить вкус ковра, ножки стула, и даже земли в цветочном горшке. Это знание относится к оральному этапу раннего детства, на кото­ром питание (биологическое выживание) нам обеспечивал ма­теринский сосок, поэтому и остальные предметы мы пытались оценивать, помещая их себе в рот. Немалая часть процесса воспитания состоит в том, что родители повсюду следуют за своим бесценным малышом, крича «Не смей засовывать это в рот!», когда он пытается попробовать на вкус что-нибудь ток­сичное.

Начиная с Адорно (1940-е годы), психологи, обследующие большие группы (например, первокурсников колледжей), пос­тоянно отмечают корреляцию между отвращением к «иностранной» или «экзотической» пище и «фашистским» типом личности. Это, по-видимому, свидетельствует о существовании целого поведенческо-понятийного комплекса («кластера», как говорят психологи); «отвращение к новой пище — неприятие «радикальных» идей — расизм — национализм — сексизм — ксенофобия — консерватизм — фашистские идеологии». Этот кластер составляет хорошо известный F-диапазон (F означает фашизм). Если в личности можно выделить более двух упомя­нутых черт, с большой вероятностью можно предсказать появ­ление всех остальных.

Вероятно, это обусловлено наличием неофобического имп-ринта в системе биовыживания. Те, у кого он присутствует, чувствуют себя все в большей опасности по мере удаления в пространстве-времени от Мамочки и «домашней пищи». И на­оборот —у тех, кто любит экспериментировать с незнакомыми и экзотическими блюдами, присутствует неофилический имп­ринт, который определяет их стремление исследовать мир во всех его проявлениях — путешествовать, переезжать из города в город и из страны в страну, изучать новое, «играть» с идеями, — а не строго придерживаться какой-либо одной статичной модели мира.

На этом младенческом этапе развития мозга у некоторых людей, похоже, возникает импринт типа «Мамочка, забери ме­ня домой» или противоположный, подталкивающий к поиску и изучению нового, импринт типа «Посмотрим, что там, за горой», однако у большинства из нас, по закону нормального распределения, появляется импринт, находящийся где-то меж­ду этими двумя крайностями — в чем-то консервативный, в чем-то новаторский.

Последующее обучение будет в основном пропускаться сквозь призму этих импринтов, поэтому те, у кого ярко выра­жены неофобические рефлексы, обычно, если им удается изба­виться от первоначального догматического семейного туннеля реальности, принимают не менее догматический новый тун­нель реальности. Так, например, люди, воспитанные в католи­ческих семьях, редко становятся агностиками или зететиками; они охотнее примыкают к догматическому атеизму или к ка­кой-нибудь воинствующей атеистической «религии» вроде марксизма, объективизма или КНРСПЯ.

Так как механические биохимические рефлексы на этом уровне «невидимы» (и могут проявиться на вербальном уровне только в измененных состояниях сознания — под воздействи­ем гипноза или некоторых наркотиков), эта установленная в младенчестве информационная система управляет всеми более поздними информационными системами (или «личностями») незаметно для сознательного эго.

В большинстве случаев «самые счастливые» или наиболее спокойные области младенческой системы биовыживания — импринтированные Безопасным Пространством около Ма­мочки — можно вспомнить или заново ощутить только при помощи наркотиков, которые запускают нейропередатчики, схожие с теми, что активизируются при кормлении грудью. Сгремление вернуться в это состояние может привести либо к реимпринтированию с помощью йоги или боевых искусств, Либо к поиску химических аналогов, что в конце концов приводит к употреблению опиатов, которое может компенсировать «беспокойные» или «несчастливые» (эго-дистонические) импринты.

Оральная система биовыживания образует цепь обратной связи, связывающую рот, гипоталамус, нейропептидную систе­му, лимфу, кровь и т. д. с иммунной системой. То, что в трансакционном анализе называется Игрой Калеки, — избегание взрослым человеком ответственности путем ухода в хроничес­кое заболевание — в большинстве случаев происходит бессоз­нательно. В этой системе сценарий Неудачника угнетает под­системы, включая иммунную, делая субъекта, или жертву, ста­тистически более подверженным болезням. Подобным обра­зом, сценарий Победителя в этой цепи влияет на долголетие, примером чему могут служить жизни Бертрана Рассела (до сих пор пишущего философские труды и статьи в возрасте 99 лет), Джорджа Барнса (который продолжал три карьеры до 100 лет) и др.

2. Анальная территориальная система. Так как все млекопита­ющие метят свою территорию экскрементами, стадия разви­тия, на которой ребенок учится ходить, и связанные с ней про­цедуры приучения к туалету закладывают в человеке систему территориальных синергетических импринтов и кондициони­рований — то, что фрейдисты называют «анальностью» (садо­мазохизм).

Те, у кого в этой системе присутствует импринт доминиро­вания, всю свою жизнь стремятся к власти; имеющие же имп­ринт покорности тяготеют к первым и нуждаются в их руко­водстве (фюрерпринцип Райха). Большинство людей пребыва­ют где-то между этими крайностями, принимая мазохистскую позицию по отношению к тем, кто находится «наверху» (к правительству, квартирным хозяевам и т. д.) и садистскую по­зицию — по отношению к избранным жертвам, по определе­нию находящимся «внизу» (женам, детям, «низшим расам», людям, живущим на пособие, и т. д.)

«Я» (информационная система) на этом уровне может функционировать как доминирующее «я» или «нормальная» личность у тех, чья жизнь сосредоточена на власти, или оста­ваться «латентным», проявляясь только в конфликтных ситуациях. Обычно оно проявляется во всей красе, когда достаточ­ное количество алкоголя попадает в головной мозг и изменяет его привычное состояние. Анально-садистский словарь типич­ного алкоголика («Засунь это себе в задницу», «Ну ты и задни­ца!», «Пошел ты в задницу», «Мне на это наср...» и т. д.) как бы обобщает туалетные процедуры и свойственные млекопитаю­щим привычки использовать экскременты в качестве террито­риальных сигналов: «сражайся или уходи».

Люди говорят: «Он вел себя как двухлетний ребенок» или «Он был сам не свой в тот вечер». Эти замечания свидетельству­ют о том, что «в тот вечер» младенческая информационная система данного человека — то есть анально-территориальные нейронные цепи млекопитающих — временно завладела его мозгом.

Политики имеют незаурядные навыки активации этой системы, иногда легко заставляя целые толпы людей вести себя подобно маленьким легковозбудимым детям. Излюбленная схема активации (описанная Шекспиром в «Генрихе Пятом») — пробуждение солидарности звериной стаи посредством на­падения на чужую стаю. Джордж Буш, которого многие счита­ли «тряпкой», поднял свою популярность до беспрецедентного уровня как раз в тот момент, когда я искал современную иллюс­трацию для этой схемы. Мистер Буш просто вторгся в малень­кую страну третьего мира (Панаму), добившись быстрой, лег­кой победы всего за неделю. Образ «тряпки» рассеялся за одну ночь. Любой альфа-самец в любой стае шимпанзе или горилл, чувствуя, что его авторитет падает, поступил бы подобным об­разом.

Эта система обеспечивает обратную связь между мышца­ми, адреналином, таламусом головного мозга, анусом и гор­танью. Раздувание тела и издавание шума — это самые обыч­ные сигналы доминирования у птиц, рептилий, млекопитаю­щих и политиков. Более подробно узнать об этом вы сможете, изучив речи Гитлера и Рейгана или просто понаблюдав за двумя утками, спорящими за территорию в пруду.

И наоборот, сжатие тела и глухое бормотание (или полное молчание) являются обычным рефлексом покорности. «От­ползание с поджатым хвостом» — собачий рефлекс покорности — мало чем отличается от «языка телодвижений» клерка, позволившего себе не согласиться с начальником и получивше­го в ответ сигнал доминирования (раздувание тела и вой).

Эго — или «я», — определяемое этой системой, похоже, более свойственно млекопитающим и более эволюционно прогрессивно, чем быстрые рефлексы рептилий, которые свойственны «я», действующему в оральной системе биовыжи­вания. Тем не менее, как только возникает настоящая опас­ность — угроза жизни, а не статусу, — личность сжимается в примитивное «я» биовыживания. Эта разница между маммальной* стратегией и рептильным рефлексом объясняет, почему в анальной территориальной системе имеется больше «времени», чем в оральной системе биовыживания. В более поздней маммальной системе сигналы власти изучаются медленно; в более ранней же рептильной системе атаковать или удирать нужно мгновенно.

3. Семантическая времясвязывающая система. После того как ребенок знакомится с языком—то есть узнает, что племенные правила игры снабжают поток опыта ярлыками и метками, — импринтируется и кондиционируется новая информационная система, которая затем может расти и развиваться в течение всей жизни.

Эта система позволяет мне получать сигналы, посланные 2500 лет назад такими людьми, как Сократ и Конфуций. Она также позволяет мне посылать сигналы, которые, если мне по­везет больше, чем остальным писателям, будут кем-то приняты в будущем, 2500 лет спустя. Эта времясвязывающая функция символизма дает людям возможность использования накоп­ленного за долгий срок опыта, недоступную большинству жи­вотных (исключая, возможно, китообразных), а также позво­ляет нам страдать от «проблем», которые, если и существуют, то только на лингвистическом уровне.

С помощью символизма мы можем создавать (или изучать у их создателей) математические системы, позволяющие предсказывать поведение физических систем задолго до того, как у нас появятся инструменты для измерения этих систем (подоб­но тому, как Эйнштейн предсказал, что часы, находящиеся в космосе, и часы, находящиеся на Земле, будут показывать раз­ное время). Мы даже можем строить сложные механизмы, ко­торые действуют — большую часть времени.

Символизм также дает нам возможность писать столь глу­бокие послания, что никто не может полностью их понять, хотя почти все соглашаются, что в них содержится какая-то важная информация (пример — Девятая симфония Бетхо­вена).

Он также позволяет нам создавать бессмысленную мета­физику и Странные Петли, настолько непонятные, что общес­тво начинает бить тревогу и либо сажает нас под замок, либо настаивает на нашем «лечении». При помощи этих непонятных символов, не будучи изолированными, мы можем даже заста­вить массу людей поверить в наш бред и либо уничтожить 6 миллионов козлов отпущения (случай Гитлера), либо выстро­ить всех в ряд и напоить коктейлем с цианидом (случай Джима Джонса ), либо реализовать практически любой другой идио­тизм.

Если импринты в первых двух информационных системах разделяют нас на две большие группы — консерваторов и пио­неров, ведущих и ведомых, и т. д., — то семантическая система делает возможной дальнейшую дифференциацию, наделяя че­ловечество большим числом племенных отличительных ка­честв — как полезных, так и вредных, — чем имеется у любого другого класса животных.

Мы все живем отнюдь не в одной вселенной. Миллионы живут во вселенной ислама, лишь с огромным трудом понимая людей, живущих в христианской вселенной. Миллионы других живут в марксистской вселенной. Большинство американцев совершенно счастливо, живя в смешанной вселенной капита­лизма XIX века и христианства XIII века, однако наша литера­турная интеллигенция живет во вселенной фрейдистско-марксистской, начала XX века, и только немногие хорошо инфор­мированные ученые действительно живут во вселенной 1997 года. И т. д.

Разрабатывая и развивая свою эмическую реальность, или туннель реальности, человек может достичь высшей степени творчества, когда он начинает «изобретать» совершенно новую и индивидуализированную фразеологию бытия в целом. Такие великие творцы либо получают Нобелевские премии (в облас­ти искусства или науки), либо попадают в «психиатрические лечебницы», в зависимости от того, насколько умело они про­дают свое новое видение остальным. Некоторые сначала попа­дают в сумасшедший дом, а уж потом получают всеобщее приз­нание как великие пионеры науки — например, Земмельвайс, первый врач, который предложил, чтобы хирурги мыли руки перед операцией.

(По странному стечению обстоятельств, Эзра Паунд полу­чил награду Библиотеки Конгресса за лучшее стихотворное произведение года в 1948 г. — как раз в то время, когда прави­тельственные психиатры настаивали на его «сумасшествии».)

Семантическая времясвязывающая система создает обрат­ную связь между вербальным левым полушарием головного мозга, гортанью, правой рукой (которая манипулирует миром и проверяет точность карт или представлений) и глазами (ко­торые читают слова и рассматривают окружающий мир).

«Я», существующее в этой системе, имеет больше «време­ни», чем «я» в ментальной территориальной системе млекопи­тающих или рептильной системе биовыживания. В самом деле, оно может размышлять о «времени» или о других словах и придумывать философии о мирах без времени, трехмерном времени (Успенский), измерениях с бесконечным временем (Дюнн) и т. п. Оно может придумывать новые гештальты, производящие квантовые скачки в наших банках социальной информации, но может также бесконечно барахтаться в пол­ной бессмыслице.

Как импринт «ума», так и импринт «тупости» обычно дейс­твуют в этой системе на протяжении всей жизни. Последую­щие кондиционирование и обучение осуществляются над па­раметрами «смышленого» (хорошая речь, ясное мышление) либо «глупого» (плохая речь, «безмыслие») «я».

4. Социосексуальная система. По достижении половой зрелос­ти наша ДНК высвобождает молекулы-посланники РНК, кото­рые извещают все подсистемы, что настал брачный период. Во время этого процесса полностью преображается тело, а также изменяется нервная система («сознание»). Появляется новое «я».

Как правило, импринты и генетика играют основную роль, а кондиционирование и обучение модифицируют, но при этом редко радикально изменяют генетико-импринтные императи­вы. Если окружение формирует у человека сексуально-пози­тивный импринт, его взрослая сексуальность будет иметь ра­достный и даже «трансцендентный» характер; если же окруже­ние формирует у него сексуально-негативный импринт, сексу­альность навсегда останется для него беспокойной и проблема­тичной.

Цепи социосексуальной системы проходят через пе­реднюю часть головного мозга, через гормональную и нейро-пептидную системы в гениталии, грудь и руки (цепи объятий, прижиманий, полового акта). «Хороший» сексуальный имп­ринт создает архетипические «ясные глаза и густые волосы», тогда как «плохой» импринт проявляется в напряженной или отрешенной внешности.

«Я» или эго в этой системе легко обучается взрослым Пра­вилам Игры (цивилизованным нормам, «этике»), если сексу­альный импринт не имеет сильных негативных компонентов. Когда же в импринте присутствуют негативные или «извра­щенные» компоненты, взрослые Правила Игры не становятся на место и в результате либо кристаллизуется личность «вне закона» (насильник, уголовник с архетипической татуировкой «Обречен на поражение» ), либо возникает дуализм типа «Джекил — Хайд», отличным примером которого могут быть секс-негативные телевизионные проповедники, которых то и дело застают за весьма извращенными сексуальными играми.

Какая бы система ни доминировала в определенный мо­мент времени, она всегда проявляется в качестве эго или «я». Это справедливо в двух смыслах:

1.  Люди, познакомившиеся с мистером А, когда у него доминировало Оральное подчинительное «я», таким его и за­помнят. Те же кто познакомится с ним в момент, когда у него будет доминировать Семантическое рациональное «я», запом­нят его как человека совершенно другого типа. И т. д.

2.  Ситуативные информационные системы, как обсужда­лось выше, действуют таким образом, что, если одно из «я» доминирует, вы на удивление прочно «забываете» другие «я» и действуете так, словно ваш головной мозг имеет доступ только к информационным банкам доминирующего в данный момент времени «я». Так, например, будучи напуганы до младенческих оральных состояний, вы можете подумать: «Я всегда был слаба­ком», совершенно забывая моменты, когда в вас преобладал анальный доминатор или вашим мозгом управляли семанти­ческие или сексуальные импринты, и т. д.

(Данный анализ во многом основан на книге доктора Ти­моти Лири «Инфо-психология» (1988). Более подробное обсуж­дение этого вопроса, и менее техническое, чем у доктора Лири, вы можете найти в моей книге «Прометей Восставший» .)

Но если мы имеем множество потенциальных «я», вместо одного цельного «сущностного "я"» аристотелевской фило­софии, и если каждое из этих «я» выступает в роли наблюдате­ля, который создает туннель реальности, представляющий це­лый отдельный мир (для тех, кто незнаком с трансакционной или квантовой психологией), то:

Каждый раз, когда внешний или внутренний спусковой меха­низм вызывает в нас квантовый скачок из одного «я» в другое, изменяется и окружающий нас внешний мир.

Это объясняет, почему Мэри сегодня может сказать, иск­ренне в это веря, что «все меня дразнят», а завтра, веря в это не менее искренне, — что «все меня любят и помогают мне»; поче­му в один момент Джон может думать «Вокруг одни мерзав­цы», а в следующий — «Мне их жаль; они все так страдают».

Все люди живут в разных umwelt (эмических реальностях), но и каждое из «я», существующих в одном человеке, также живет в отдельном туннеле реальности.

Число миров, воспринимаемых людьми, отнюдь не равно числу проживающих на Земле людей, а превышает его в нес­колько раз. Поэтому кажется чудом, что люди иногда еще нахо­дят возможным общение друг с другом.

Квантовая механика утверждает, что электрон принимает новую «сущность» при каждом новом его измерении (или, точ­нее говоря, у него вообще отсутствует «сущность»). Точно так же нейрология утверждает, что личность Мэри, которую мы встретили во вторник, может отличаться от личности Мэри, встреченной нами в понедельник (или, как заметили буддисты задолго до появления нейрологии, у Мэри вообще нет «сущ­ности»).

Как мы уже заметили в начале, краеугольным камнем эк­зистенциализма является утверждение, что «существование предшествует сущности», или что у нас вовсе нет «сущности». Подобно электронам, мы прыгаем из одной информационной системы в другую, и только те из нас, кто не особо присматри­вается, верят в то, что во всех превращениях сохраняется един­ственная «сущность».

Начало


В.В. Назаров, П.Г. Сливко, Т.Г. Коваль, Е.В. Кипаренко

 

Использование методов мануальной терапии в лечении головокружения

 

Головокружение - искаженное восприятие положения своего тела в пространстве и ощущение мнимого движения собственного тела или окружающей обстановки. Это состояние, которое серьезно снижает качество жизни, оно затрудняет способность перемещаться, совершать повороты и т. д. Чувство равновесия в процессе эволюции возникло раньше других чувств, таких как зрение и слух, поэтому любое расстройство функции равновесия человек переживает очень тяжело, иногда доходя до состояния ужаса. Головокружение - одна из самых частых жалоб больных В различных возрастных группах частота этой жалобы составляет oт 5 до 30% По данным литературы существует около 80 возможных причин головокружения, при этом отмечается, что в 12-18% случаев имеется сочетание нескольких причин. Выяснить причину головокружения обычно достаточно сложно, но быстро и эффективно купировать его - обязанность врача невролога. Часто этот симптом встречается при вертебро-базилярной ишемии, обусловленной различными причинами, в том числе и остеохондрозом шейного отдела позвоночника. По данным Н.В. Верещагина нарушения в вертебрально-базилярной системе составляют около 70% всех расстройств циркуляции головного мозга, инсульты же развиваются в ней в 2,5 раза реже, чем в системе сонных артерий.

В условиях неврологического отделения гарнизонного военно-морского госпиталя нами проводилось лечение головокружения как симптома вертебро-базилярной ишемии 32 больным в возрасте от 24 до 50 лет, которые были разделены на две группы. В первой группе (16 больных) применялась общепринятая терапия сосудистыми препаратами (трентал, ницерголин, антигистаминные препараты, антидепрессанты), в результате частичное и нестойкое купирование головокружения удалось достигнуть на первые сутки у одного (6,2%), на вторые сутки у шести (37,5%), на третьи сутки и более у девяти (56,3%) больных. При улучшении самочувствия дополнительно назначались физиотерапевтические методы (электрофорез с эуфиллином или бромом на шейный отдел позвоночника), общий курс лечения до полного купирования головокружения составил от 10 до 21 дня. Часть больных нуждалась в проведении повторных курсов лечения в связи с нестойким положительным эффектом. Во второй группе (16 обследуемых) у 13 (81,3%) больных эффективное и быстрое купирование головокружения удалось достигнуть на первом сеансе, у 3 (18,7%) больных на втором сеансе мануальной терапии. Применялись мягкотканые щадящие методы - субокципитальный релиз, постизометрическая релаксация мышечных групп шеи, на последующих сеансах практически у всех больных дополнительно применялись мобилизация шейного отдела позвоночника, мышечно-энергетические техники, коррекция двигательного стереотипа. Надо отметить, что у 11 (68,7%) больных после первого сеанса не только отсутствовало головокружение, но и появились субъективные ощущения в виде улучшения зрения, слуха, внимания. У всех больных после проведения 3-5 сеансов стойко сохранялся положительный эффект, повторных обращений не было.

Таким образом, современный подход к лечению головокружения предполагает не только использование комплекса медикаментозных и фармакологических воздействий, но и широкое применение методов мануальной медицины, которые позволяют существенно снизить сроки пребывания в стационаре данной категории больных.

Начало

Александр Мугинов

 

Урок 2

Свобода поедания

                Эти слова, вынесенные в заглавие всего лишь должны подчеркнуть право каждого в выборе диетического питания для своего организма. А что такое диета? На этот риторический вопрос вообще не стоило бы заострять внимания в наш просвещенный век, когда этих диет больше чем продуктов на нашем столе. Не берусь переводить значение этого понятия на русский язык, оно на слуху. Хотелось бы разобраться в другом – для чего она вообще нужна.

                Диета, как понятие процесса ограничения приема пищи была организована с целью упорядочения взаимодействия пищевых энергоресурсов с энергетикой организма. Следовательно основная функция диеты заключается в предоставлении энергосистеме человека доступных энергопотенциалов из продуктов питания. Достаточно просто, но есть один «подводный камень». Пищи с нашим индивидуальным диапазоном энергетики не существует. Вся она, включая минеральное,  растительное и животное происхождения, состоит из более грубых энергопотенциалов.

                Что же можно употреблять в пищу? Без сомнения – всё то, что может быть усвоено организмом человека. Единственное ограничение состоит в том, что пища должна быть здоровой и иметь полную линейку энергетики в своем составе.

                Рассмотрим еще раз энергосистему человека. Она состоит из энергополей сосредоточенных вдоль Кундалини – индивидуального восходящего потока энергии человека. При грубой разбивке получается нарезка из семи энерготел, соответственно количеству чакр.  Это такие тела, как: физическое, астральное, ментальное и так далее. Несущая частота от энерготела к энерготелу увеличивается, а следовательно уменьшается объем соответственного энерготела. Но при этом мы не должны забывать человек (так уж почему-то все люди считают – авт.) является вершиной пирамиды, состоящей из минерального, растительного и животного царств. Таким образом в энергосистему человека входят энергетика вышеназванных царств. Следовательно человеку для его нормального функционирования потребны как простые химические соединения, такие как кальций и кислород, так и высокоорганизованные соединения – белок, углеводы, жиры и так далее. Иначе говоря, человек в том или ином виде потребляет всё, что есть.

                Остаётся только один вопрос, как продукты с заведомо меньшей энергетикой могут пригодиться ему  в становлении его  собственной энергосистемы. Для этого надо учитывать, что все частоты в энергетике не являются чем-то строго индивидуальным, а они все взаимосвязаны. Это можно посмотреть на примере одного из уровней энергосистемы, например физическом.

                Разделим его на семь подуровней и получим физически – физический (ф-ф), физически – астральный (ф-а), физически – ментальный (ф-м), и так далее. Если же посмотреть на астральный уровень, соответствующим образом разделенный на подуровни, то можно обнаружить в нём такое же деление и астрально – физический (а-ф) подуровень. При этом энергия взаимообмена будет идти не только по восходящему потоку  (из ф-ф в ф-а, … а-ф) с повышением частоты, но и по перекрестным связям (из ф-а в а-ф) и обратно.

                Следовательно если в энергосистеме человека происходит сбой на каком-либо подуровне, то восстановить несущие частоты соответствующего подуровня возможно за счет повышения соответственного подуровня другого уровня энергосистемы. Поэтому практически не бывает такого, чтобы весь уровень энергосистемы остался без энергетики, а иначе говоря, без несущих частот, представляющих собой орган для передачи импульса с одного уровня на другой.

                Хорошо, можете сказать Вы многоуважаемый читатель, но при чём же здесь диета?! Нас интересует простой вопрос – какой продукт приятней для ментального, а какой для каузального уровня.

                Процесс взаимодополнения уровней, как раз и есть тот самый механизм, заложенный в нас Создателем или Природой (это кому как приятней – авт.). Нам же надо знать одно – любой продукт содержит составляющие для любого подуровня энергосистемы человека. Но при этом не надо забывать, что самая лучшая энергетика (наиболее полный спектр частот) в «живых» продуктах растительного и животного происхождения. Любая переработка, во-первых, уменьшает энергетику продукта, а, во-вторых, может изменять её знак.

                К вредным можно отнести последствия поедания «мертвой» пищи. К ней относятся сублимированные, вымороженные, засушенные и так далее продукты длительного хранения. Да, эта, как и вообще любая, пища на физическом уровне взаимодействия принесет какое-либо количество энергии, но это отнюдь не означает, что данная энергия будет полезна человеку. Лишенная энергетики, или заряженная отрицательно пища способна забивать слабые подуровни энергосистемы человека, а в последствии не давать ей нормально функционировать. «Мёртвая» пища усваиваясь на физическом уровне, никуда не девается, не дает энергии высшим подуровням и проявляется в виде жировых отложений. Посмотрите вокруг и может тогда увидите гигантское количество «мертвой» энергии опутывающей людей. Каждый килограмм жира на человеке равносилен тонне недополученной энергии Света, конечно это не в реальных величинах, а ради сравнительного анализа.

                Однако, мы живем не в том районе Земли где продукты произрастают в любом угодном для потребления количестве и всегда свежи и годны к применению по назначению, в смысле для еды. Продукты подвергаются консервированию, термической обработке и другим способам приготовления, для продления их срока годности и придания им вкусовых качеств. В большинстве случаев после означенных мероприятий они все являются нулевыми по энергетике. В них остается только более устойчивая к выживанию энергетика минерального царства или физически-физический подуровень по нашей классификации.

                Как же сохранить собранный урожай, а вместе с ним и полезную энергетику растительного царства. К сожалению таких способов, на данном этапе развития человечества пока нет. Из тех, что известны и более – менее помогают в этом, можно перечислить следующие:

- быстрая заморозка и сохранение в нейтральном газе с пониженной температурой, с последующим оттаиванием при комнатной температуре.

- квашение, при этом процессе энергетика несколько видоизменяется, но сохраняет свою положительную направленность.

                Но опять же не надо забывать, что этими способами нельзя сохранить положительную энергетику навечно.

                Продукты поставляемые к нашему столу из животного царства требуют более трепетного обращения. Как правило, они имеют ограниченный период сохранности энергии.  Перечень полезных для энергосистемы, а следовательно для человека продуктов животного происхождения очень мал – молоко парное и мёд. Всё остальное вредно, потому что впитывает в себя отрицательную энергию смерти.

                Как же человек может запасать энергию для поддержки энергосистемы. Ответ достаточно прост. Для этого надо пользоваться тем питанием, что есть с древнейших времен существования мира, а именно энергопотоком естественного питания. Это природные стихии окружающие нас, такие как воздух, вода, Солнце и другие. Их можно потреблять без ограничений, но в разумном количестве, потому что они содержат весь спектр частот необходимых для нормального развития и поддержания энергосистемы человека в гармоничном состоянии. В нашем случае, энергопоток солнца, в течении одного часа в день, может заменить человеку практически суточный рацион за исключением низкоуровневых, потребных человеку для терморегуляции организма, в зависимости от окружающей среды обитания.

                Но о терморегуляции организма поговорим в следующий раз.

Начало


Е.О. Боляновская

 

Смысл развития человечества с позиции философии истории

 

Философия истории представляет собой очень широкое поле исследования. Философия истории - это поиск смысла самой истории человечества. А история - это наша жизнь с постоянным стремлением понять и человека, и общество, и природу, и космос. Поиск смысла самой истории позволяет ориентироваться в настоящем и через осознание смысла прошлого готовиться к жизни будущего.

Рассмотрим, каков поиск смысла самой истории человечества различны­ми философами.

Философия истории - это само становление человечества в течение всех этапов его развития. Существует множество различных точек зрения на поня­тие "развитие". Гегель рассматривал развитие как движение вперед от несо­вершенного к совершенному, причем несовершенное содержит а себе свою противоположность, зерно совершенного. Совершенное есть абсолютная идея (дух), которая своим содержанием имеет процесс своего же собственного раскрытия в виде последовательного продвижения от стадии к стадии. Этапы истории - это ступени развертывания духа. Подобной мысли в основном придерживается и восточная философия.

Ф. Ницше указал на совсем иной подход к истории. Он утверждал, что человеческая история - лишь летопись разрушения и угасания человека как биологического вида. Разумный человек рассматривался Ницше как ошибка жизни, силы которого все дальше отступают под натиском механизмов циви­лизации. При этом утверждается, что нет движения от низшего к высшему, что основой познания является не истина, а заблуждение, что будущее не за человеком, а за сверхчеловеком.

В. Соловьев говорил, что развитие - это постоянное движение к цели, т.к. пребывание в неподвижном виде исключает всякую цель. Развиваться - это значит: быть чем-то и быть этим чем-то во все моменты своего развития; привносить в каждую точку развития нечто, чего не было раньше. Но простое сопоставление этих новых точек противоречит развитию, т.е. все эти точки должны быть с самого начала развивающимися, в нерасчлененном виде. И только тогда, когда развивающееся уже содержит в себе в потенциальном виде все то, чем оно станет впоследствии, как семя растения потенциально содержит в себе уже все будущее растение, только тогда возможно развитие в собственном смысле этого слова. Другими словами, это развитие должно быть жизнью, а это развивающееся должно быть живым организмом или су­ществом. История человечества развивается подобно живому существу и имеет ступени развития. Основных ступеней три: экономическая, начинаю­щаяся с семьи, которую Соловьев понимает как примитивный человеческий организм; политическая, когда вместо чисто экономических отношений за­рождается общение человеческих индивидуальностей; духовная ступень -идеальное состояние человечества с торжеством истины, добра и красоты.

В. Лосев дополнил учение о развитии В. Соловьева, сказав о том, что категория развития должна применяться не только к человечеству, но и ко всему миру и к бытию в целом. Анализируя лишь развитие человечества от­дельно от всего бытия, образуем неполноту познания смысла истории. А бы­тие, как и организм, есть единство и цельность.

И. Кант рассматривал попытку философов разработать всемирную исто­рию согласно плану природы, направленному на совершенное гражданское объединение человеческого рода как соответствующее этой цели природы. И. Кант стремился проникнуть взором в тайный механизм природы, при этом он допускал, что природа даже в проявлениях человеческой свободы дей­ствует по плану и с целью. Руководствуясь этой идеей, можно беспорядоч­ный "агрегат" человеческих поступков представить как систему. На основе этой системы отношений будет Открыт закономерный ход улучшения госу­дарственного устройства и искусство политического предсказания будущих государственных изменений

П. С. Гуревич включает понятие "судьба" в философию истории. Судьба -это предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа. Человек может выступить в роли "властелина судьбы", но только в том случае, если он ее знает и руководит ею, т.е. он действует в соответствии с познанным всемирным законом. Это позиция исторического детерминизма, на которой стояли и Ф. Шеллинг, и К. Маркс.

П. Тиллих интерпретировал течение истории как генезис, акме и упадок. Он же указал на то, что существование людей во времени и пространстве в качестве обособленных индивидов таит в себе трагическую вину, которая ведет к саморазрушению.

И. Кант видел, что человеческий род достигнет такого состояния, когда его назначение на Земле будет исполнено, а Тиллих говорил, что человечес­кая история вообще не имеет цели.

История превратилась в серию происшествий в физическом времени, которые совершенно бесполезны для интерпретации существований как та­кового. Тиллих ставит проблему неопределенности жизни во всех ее измере­ниях. Существует только один способ справиться с нею - преступить ее пре­делы и жить внутри этой неопределенности так, как будто уже свершилось возвращение к Высшему Единому.

И. Гердер показывает простые и недвусмысленные принципы философии истории - традиция и органические силы. Традиция - это преемственность передачи опыта культуры и просвещения из одного поколения в другое. Пре­дание есть традиция воспитания человека для одной из форм человеческого счастья и образа жизни. Органические силы нужны человеку для преобразо­вания в свое существо великого прообраза. Гердер придерживался миро­воззренческой установки на культурный синтез, на "всемирность истории", на "схождение культур", т.е. универсализма. Он убеждает нас в том, что в куль­турном разнотравье просматривается единая линия, провозвестие общече­ловеческой культуры.

Ф. Шеллинг устанавливает три периода истории:

1. Господствует только судьба, т.е. совершенно слепая сила, холодно и бес­сознательно разрушающая все великое и прекрасное.

2. Мрачный и неизвестный, господствующий на 1-й стадии, выступает теперь превращенным в открытый закон природы, заставляющий необузданный про­извол и свободу служить замыслу природы, и так постепенно привносит в историю хотя бы механическую закономерность.

3. То, что являлось нам в предшествующие периоды в виде судьбы или при­роды, раскроется как провидение и тогда станет очевидным то, что даже ка­завшееся нам просто вмешательством судьбы или природы было уже нача­лом открывшегося, хотя и несовершенным образом, провидения.

Человечество в своем развитии проходит этап за этапом, т.е. эволюциониру­ет. К. Маркс вносит новую идею развития общества через периодически повто­ряющиеся революции. Человечество медленно эволюционирует. Но в опреде­ленное время происходит ускорение и революционный переход в новое каче­ство жизни. Причиной такого развития является существование различных клас­сов общества и их борьба между собой. Это единство и борьба противополож­ных классов и есть источник прогресса. Это непрерывное, непрекращающееся движение к переустройству всего общественного здания. Борьба классов, по его мнению, разрушает все старые и отжившие отношения в обществе. Со време­нем происходит производственная и политическая централизация с тенденцией сплотить людей в одну нацию, с одним правительством и одним законодатель­ством. Национальная односторонность и ограниченность становятся все менее осуществимыми, изоляция переходит в открытые всемирные отношения с реа­лизацией огромных производительных сил, дремлющих в недрах общественного труда, что наделяет смыслом всю человеческую историю.             

Итак, Гегель рассматривал развитие в целом как постепенное раскрытие совершенной идеи (духа) в последовательном движении от несовершенного к совершенному. В. Соловьев видит человечество как единый живой организм, обязательно имеющий цель - само движение к торжеству истины, красоты и добра. Лосев говорит, что развитие человечества неотъемлемо от развития всего бытия, т.к. все есть единство и цельность. И. Кант указал на то, что отно­шения человечества представляют собой систему с имеющимися закономер­ностями. При этом сам человеческий род стремится к тому состоянию, когда все его природные задатки смогут быть развиты и его назначение на Земле будет исполнено. Шеллинг видел природу, провидящей свои планы и на осно­ве закономерностей реализующей их. Гуревич дополняет, что не только приро­да, но и сам человек может, зная всеобщие законы развития, владеть своей судьбой. Всемирные знания передаются как опыт культуры в традиции, это показывает преемственность культурного наследия, которую установил Гердер. Преемственность традиции приводит к преображению человека на осно­ве Великого прообраза. Тиллих сказал, что человек в своем развитии не может быть отделенным ото всех, т.к. обособленность индивидов ведет к саморазру­шению. Значит, человек должен быть единым с обществом. Об этом же говорил и Маркс, указывая на то, что человек не может жить в обществе и быть отдель­ным от него Само же общество развивается циклически и поэтапно, проходя эволюционные периоды с переходом в новое состояние жизни через револю­цию. Основой же и смыслом развития является интеграция во всемирные отно­шения с реализацией огромных производительных сил общественного труда.

Таким образом, мы видим, что человечество развивается на основе всеобщих закономерностей, планомерно движется к великой цели - интеграции людей во всемирное сообщество для реализации истины, красоты, добра.                                                                    

Начало


 

А. Бахрутдинов

Последние дни перед...

(Окончание)

 

Пятница. Судилище

 

Все были в сборе. Дополнительно уже были оповещены многие. Собранию священников мог бы позавидовать любой храм. Но все они пришли сегодня с одной целью, ясно читаемой на лицах. Им было интересно посмотреть своими глазами на того человека, о котором говорила вся Иудея. У многих было желание поверить. Все знамения говорили о том, что день пророчества уже близок. Но сколько их было уже, тех мессий, которые будоражили умы людей, на деле оставаясь шарлатанами? "Может быть, на этот раз пришел тот человек, который поможет обрести свободу Иудее и поведет народ к воле, к той мечте, ради которой евреи ходили по пустыне и сквозь моря. Кто покажет истинную силу рода Давидова", - эти мысли не высказывались, но страстно лелеялись каждым вторым, сидевшим во дворе дома в ожидании встречи с Иисусом.

Он вошел тяжелой походкой. В нем не было царственной осанистости. Не было тех, кто должен был идти рядом, подчеркивая, что это тот, кого ждали веками, что это вождь народа Израилева.

- Иуда Искариот, прими деньги в знак благодарности за то, что помог устроить мне встречу с Иисусом. А теперь уходи, так как далее мы хотим разговаривать с ним сами.

- Но я тоже хочу быть рядом с ним.

- Что ж, останься.

Все сидевшие внимательно осматривали стоящего в центре двора претендента на роль мессии. Сколько их прошло через такие вот встречи, после которых было два пути, один из которых - побитие камнями за шарлатанство и введение народа в искус, а второй - признание. Этот путь пока был закрыт для всех, за отсутствием настоящего мессии. Затянувшееся молчание нарушил хозяин дома.

- Известно нам предсказание о появлении человека, рожденного земной женщиной от Бога. Известно также, что заявила мать твоя, Мария, о том, что зачатие было непорочным, что якобы засвидетельствовали священники церкви. Объявила она об этом не сразу, а лишь недавно, и тех людей, на которых ссылается она, уже нет в живых, чтобы подтвердить или опровергнуть слова ее. И как это соотносится с тобой, Иисус из Назарета? Как можешь заявлять, что ты единственный на Земле Сын Бога? Дай нам свидетельства.

- Не я так говорил, а Бог. Так говорили те, кто идет со мной.

- Хорошо. Но тогда представь нам свидетелей слов своих. Покажи тех, кто подтвердит истину, тобой высказанную. Ты сказал - Бог? Если ты его сын, то попроси Его явить нам знак свыше, чтобы уверились мы в правоте твоей. Ты говоришь - люди? Тогда почему никто, кроме Иуды, не присутствует здесь? Представь нам хоть двоих свидетелей.

- Господин, прости мне мою дерзость, - рабыня согнулась в поклоне, - Но во внешнем дворе есть человек, которого я видела с Иисусом из Назарета. Разреши его привести сюда.

- Это против закона. Каждый приходит на святейший синедрион добровольно, но мы... - он внимательно осмотрел сидящих - те кивали головой, когда встречались с ним взглядом, - Согласны.

Рабыня убежала, а во дворе вновь воцарилась напряженная тишина. Иисус стоял посередь двора и молился, прикрыв глаза и безмолвно шевеля губами. Иуда попытался пройти к нему, но его задержали. Первосвященник нахмурил брови.

- Мы уже знаем, Иуда, все, что ты нам скажешь, но позволь учителю твоему, ты ведь так его называешь, самому рассказать то, что нас интересует.

Рабыня явилась расстроенная и подавленная.

- Господин, тот человек сказал, что он не знает никакого Иисуса, но я точно помню, что видела его рядом с ним. Господин, прикажите схватить его и доставить сюда.

- Иди на кухню и займись делом своим, женщина. Иисус, те люди, что были с тобой до этого, отказываются от знакомства с тобой, а значит - не верят в тебя. У тебя один только путь доказать правоту - проси Отца нашего небесного о знамении, подтверждающем слова твои.

Иисус молчал, думая о чем-то своем.

- Докажи нам, Назаретянин, что мы не зря явились сюда по утру, иначе гнев наполнит наши души возмущением!

- Не молчи, или ты думаешь, что власть твоя велика? Или молчание подтвердит, что ты сын Бога в большей степени, чем все остальные?

- Сотвори чудо, какие совершал ты по пути сюда!

- Пусть он прилепит на место ухо, что отрубили твоему рабу, Каиафа! Если он тот, за кого себя выдает - это в его власти. Тогда я поверю в него.

- В младенчестве он, по слухам, переспорил многих священников. Мы не знаем их имен, пусть он говорит с нами о Боге.

- Знамение, покажи знамение, сын плотника!

- Проси Господа нашего, чтобы смягчились наши сердца и наполнились добротой к тебе. Может тогда мы уверуем, что ты тот, за кого себя выдаешь.

Иисус молчал, а сидевшие все больше приходили в неистовство, озлобляясь на молчание претендента.

- Расскажи нам, Иисус из Назарета, зачем явился в Иерусалим и что принес с собой для народа, кроме смуты и волнения, - первосвященник смотрел неодобрительно, - которые уже прокатились по городам Галилейским. Вводя в искус народ царства Иудейского, неужели ты хочешь возмущения и здесь?

- Я никогда не подбивал народ к смятению, но говорил правду о том, что происходит вокруг. Никогда не собирал Иудеев тайно, а всегда учил там, где они сходятся добровольно - в синагогах и в храмах. Я не противник власти мирской, так как она поддерживает порядок среди народа.

- А какая власть должна быть превыше - духовная или мирская? Верно ли то, что ты учил народ подчиняться власти римлян, допуская, что она превыше власти священников?

- Сказано мной уже было, что надо отдавать цезарю - цезарево, а Богу - Богово. А что до простого раба, то ему все равно, кто у него хозяин, главное, чтобы его не били, кормили и не заставляли слишком усердно трудиться.

- Значит, ты считаешь справедливым, что нами управляют римляне, а не мы? Разве не мы Богом избранный народ, который должен управлять другими?

- Бог един для всех. Для него дорог каждый, кто придет к нему с любовью. Каждый народ достоин своих правителей... - пощечина, данная одним из священников, прервала его речь.

- Ты не достоин называться сыном народа иудейского, ибо так может рассуждать только враг колена Давидова! - кричавший был в таком бешенстве, что стал рвать на себе одежды, - Мне не нужно больше доказательств и рассуждений этого человека, ибо я уверен, что это не тот, кто должен был к нам прийти.

- Кто еще хочет высказаться по этому поводу? - первосвященник обвел глазами собравшихся, и те заговорили.

Кричали одновременно, перебивая и не давая другим говорить, но смысл всех выступлений был один - это не тот, кого ждали. Настоящий мессия должен быть тем, кто объединит народ всех колен иудейских и с Божьей помощью поведет их к победе над врагами. Но для этого он, как и Моисей, должен стать перстом Бога, испепеляющим всех, кто стоит на пути народа иудейского.

Тот же, кто пришел, не может представить на суд синедриона ни силы, дарованной Богом, ни самой своей родственной связи, которая дала бы ему возможность ради славы иудеев просить Бога о том или ином. Мало того, он еще не против римской власти над иудеями, а значит, опасен народу израилевому. Раз так, значит надо перекрыть любую возможность распространения таких суждений среди людей.

- Стойте, но сейчас праздник опресноков, и мы не можем в эти дни осудить кого бы то ни было на смерть. - Анна перевел дух, - Ибо не будет нам впоследствии ни прощения, ни благодати за это. Но справедливо то, что человек, вводящий народ в заблуждение, должен быть примерно наказан смертью, для искоренения крамолы. Поэтому следует передать его в руки римлян, которые собираются казнить сегодня разбойников. Пусть они и его тоже осудят.

- Истинные слова говоришь, - Каиафа встал, - Поэтому я объявляю решение верховного синедриона: самозваного мессию Иисуса отдать в руки наместника Пилата с требованием осудить за преступление против народа иудейского, выражающееся в разжигании смуты и волнений среди людей, которые идут во вред власти. Теперь же я забираю Иисуса с собой и отправляюсь во дворец наместника. Желающие помочь мне и быть свидетелями обвинения или защиты могут идти туда, чтобы восторжествовала справедливость суда нашего.

Все как один встали и пошли к выходу. Проходя мимо Иисуса, они насмехались над ним, укоряя в том, что он, будучи "сыном Божьим", не может за себя постоять. А раз Отец небесный за него не вступается, то, значит, Назаретянин лжец. Многие плевали Ему под ноги, а Он лишь стоял с высоко поднятой головой и смотрел им в глаза. И они отводили взор и торопливо отходили в сторону, уступая место идущим в след.

 

Пятница. Претория

 

Стражники, после приговора синедриона, уже не были милосердны к Иисусу и вели себя грубо. Ему связали руки и потащили как разбойника, не обращая внимания на его протест, а когда он принялся укорять их, что они ведут себя по отношению к нему бесчеловечно, то его просто ударили палкой по спине, и он повис между двумя несущими его безвольно. Встречавшимся на пути людям объясняли просто, что это ведут человека, возомнившего себя сыном Божьим и смущавшего этим многих. И не было среди толпы этой сочувствующих Ему, ибо сказано древними, что никто из рожденных на Земле не может быть равным Богу. И летели в него камешки и камни, но не сильно, так как нельзя иудеям на праздник опресноков проливать чужой крови.

Когда Понтию Пилату доложили, что к дворцу движется огромная, разрастающаяся толпа иудеев, он встревожился. Проанализировав ситуацию, он пришел к выводу, что это может быть опасно, и приказал усилить охрану, а также собрать все имеющиеся силы во дворце претории. Но даже этого было мало, ибо сердце все равно не покидало ощущение тревоги и какой-то опасности

А между тем толпа громко требовала суда и просила наместника выйти к ним. Пилат еще раз посоветовался с начальником охраны, доложившим ему, что евреи притащили с собой какого-то избитого человека. Порядок среди них контролирует храмовая охрана, а иудеи настроены агрессивно только по отношению к пленнику. Пилат вышел к ним.

Шум стих при его появлении. Люди замерли. Из толпы вышел главный первосвященник Каиафа и преклонил голову.

- Суда и защиты требуем мы от наместника великого Рима. Этот человек нарушал установленный порядок и виновен в смуте и подстрекательстве народа к неповиновению законам нашим. Тем законам, что установлены предками задолго до появления нашего. Тем законам, выполнять которые святой долг любого истинного иудея. Виновен в том, что побуждал людей бросать родных и близких ради него, ставя себя выше Бога нашего. Виновен также и в том, что посягнул на власть, ему не положенную по праву рождения. Хотел быть царем всех иудеев, хотя у нас есть свой, Богом данный правитель.

- Хорошо. Давайте его ко мне, чтобы мог я поговорить с ним, прежде чем вынести свое решение. Законы Великого Рима справедливы, и наказание для него будет достойным его проступков. Дознание будет проведено в течение нескольких дней.

- Наместник, я прошу быть снисходительным ко мне за мое упорство, но люди требуют немедленного суда прямо сейчас. Любой из присутствующих может выступить свидетелем.

Толпа вновь загомонила. И среди отдельных выкриков, что доносились до сознания Иуды, пришедшего со всеми, все больше проступали слова с требованием казни Иисуса. Он пробовал кричать противоположное, но его голоса не было слышно сквозь мощный рев толпы, жаждущей смерти, не состоявшегося, на их взгляд, мессии. Он смотрел на людей, но видел лишь кровожадные взгляды тех, кто разочаровался в его Учителе. "Боже, - молил он, - Останови их. Яви силу свою, чтобы не произошло неминуемое. Боже, но почему ты бросаешь Сына своего на произвол толпы". Он пробовал протиснуться к Иисусу, которого с группой священников подвели к входу в преторию, но стражники, получив короткий и ясный приказ, стали вытеснять его из толпы. Когда же это им удалось, они достали палки и стали избивать его, пока он не затих под ударами.

Безмолвно затихшее тело еще подрагивало, когда один из стражников и достал из-под одеяния небольшой кошель с деньгами первосвященника. Деньгами, которые Иуда брать не стал, но получил все равно.

 

Расплата

 

Он очнулся ближе к вечеру. Тело немилосердно болело. Приваленный к забору, чтобы не захлебнулся от крови, идущей горлом, долго сидел и смотрел ничего непонимающим взглядом. Силы не появлялись, но усилием воли он заставил себя двигаться. Холод опускался на древний город. Холод, противоестественный в это время года. Холод, что пронизывал изнутри, а не снаружи. Кошель тяжело давил на пояс, от него тянуло смертью...

Только через несколько шагов он осознал то, что произошло сегодня. Но еще оставался шанс, что в праздник никто не посмеет казнить, а значит, время еще есть. Однако, продвигаясь по направлению к дому, где они все остановились, он услышал из разговоров всю кровавую историю дня. Смысла что-либо делать больше не было, и он попросился на ночлег в один из ближайших домов, где хлебосольный хозяин рассказал, захлебываясь от восторга слюной, как римляне, по просьбе народа иудейского, казнили человека, возомнившего себя царем иудейским, а еще и сыном Бога. Особенно он был горд, что им, в честь праздника, удалось отстоять Варраву, прославившегося нападениями на обозы захватчиков и долгими бесшабашными пьянками.

Наконец, устав от рассказа, он попросил избитого путника поведать, кто и где его избил, а также каков был урон от нападения.

- Я был с Учителем. Это меня он послал, чтобы встретиться с первосвященником.

- Так ты тоже из бунтарей и лжепророков?

- Иисус не был бунтарем, он всего лишь хотел, чтобы людям было хорошо.

- Если бы не закон гостеприимства, то я бы приказал рабам избить тебя, но ради праздника я разрешаю тебе провести ночь во дворе моего дома, у ворот. С рассветом же ты должен уйти.

- Спасибо, добрый хозяин, - но тот уже уходил в дом.

 

* * *

 

Утром его, еще не очнувшегося от сна, замерзшего, подняли слуги и без разговоров показали на открытые ворота. Он все понял. Идти было некуда. И только кошель горел клеймом памяти на поясе. Он пошел к дому Каиафы.

Странно, но его сразу пропустили во внутренний двор, где он и ждал, пока хозяин дома не захочет выйти. Увидев Иуду, первосвященник не удивился, а лишь спросил, брезгливо оттопырив губу:

- Что тебе еще надо, голодранец? Кто-то еще хочет встретиться со мной? Или тебе мало было денег?

Иуда молча отстегнул кошель и бросил к ногам Каиафы.

- Не хочешь говорить со мной, или дал зарок безмолвия? - по знаку хозяина рабы с палками окружили гостя.

- За что вы убили Его? Что Он сделал вам плохого? Почему?

- Не тебе судить меня! Синедрион есть высшая власть. А теперь убирайся и забирай деньги, что получены тобой.

- Мне не нужны деньги, за которые пролита кровь моего Учителя. Я уйду, но Он вернется.

- Мертвецы не возвращаются, а он мертв и похоронен.

Ученик медленно повернулся и пошел прочь. Отныне у него не было ни друзей, ни врагов. Те, кто мог называться друзьями, остались в прошлом, которое было отделено от настоящего и будущего событиями пятницы. Он бы не смог находиться с теми, кто предал его Учителя, с теми, кто не пошел с Ним на синедрион и в преторию, чтобы свидетельствовать.

 

* * *

 

Его не приняли свои, когда он пришел за вещами. Они отшатнулись от него, как от больного проказой. Петр, взявший власть среди учеников по праву сильного, проклял его за поступок, приведший к казни Учителя. Смерть Иисуса на кресте положила конец их идеализированным представлениям о том, что должно было случиться в будущем, показав их собственное несовершенство на этот момент. Никто больше слепо не верил их словам, а значит, настала пора собственного труда.

 

* * *

 

Куда он шел и зачем; сколько времени прошло с тех пор, как начал он свой путь - он не знал. Все сущее потеряло для него всякий смысл.

 

* * *

 

Когда путники обратили свое внимание на шевеление в траве, то даже и не подумали, что там может быть человек. Седой старец лежал и смотрел в небо. Одеяния его превратились в лохмотья, а черты лица заострились от голода. Рядом лежал посох из обломленной ветви, с помощью которой он передвигался. Смерть стояла в его ногах, и он не противился ее приближению. Потому что перед этим он видел Его.

Учитель подошел к нему, когда Иуда молился. Согбенная фигура вызывала жалость. Из высохших от постоянных слез глаз уже ничего не текло. Ученик не удивился, а лишь крепче схватился за свой посох, чтобы не упасть. Сияние, исходящее от каждой детали одеяния Учителя, слепило его, поэтому он прикрылся рукой. Иисус, заметив, что его появление принесло боль, на секунду замер и встал перед своим учеником, уже без сияния, а просто обычным человеком. Таким, каким Он был до той пятницы.

- Здравствуй, Иуда Искариот. Неужели возможно измениться так за сорок дней? Что произошло с тобой? Почему ты не со всеми, которые полны жизни и оптимизма? Которые наконец-то поняли каким путем им суждено идти.

- Разве могу я быть с теми, кто тогда отступился от тебя? Болезнь от побоев еще не прошла, чтобы я мог выглядеть лучше. Прости мне мой вид. Прости мне, что не могу я забыть обид, хотя и знаю, что надо. Равви, мне нет места на Земле, где уже нет тебя.

- Я знаю, тебя не приняли.

- Они не смогли простить, что я прошел до конца, а они отступились на половине пути. То, что я передал твое желание Каиафе. Они винят, и будут винить меня за то, что я выполнил твое пожелание.

- Я могу исцелить твое тело, но не душу. Могу всем донести правду о тебе, но не могу заставить людей стать лучше, чтобы они могли, думая не о благах земных, подняться над суетой и праздностью духа и понять все то, что произошло. Глубину заблуждения людей, которые отвергли путь, предлагаемый Богом - идти вперед не с целью обогащения материального, но ради богатства духовного и единения всех людей, не взирая на то, какой они веры и народности.

- Я не прошу жизни, но умоляю о милости смерти.

- Обещая тебе место рядом с собой не думал я, что это произойдет так скоро. Но слово свое надо держать. Поэтому лишь могу сказать, что не долго тебе осталось ждать, чтобы вступить со мной в царствие небесное. Сюда идут люди. Они позаботятся о теле твоем земном.

- Спасибо тебе, Учитель, за милость, тобой оказанную.

Путники осмотрели человека, что был плох и уже не дышал. А глаза все смотрели и смотрели в высокое небо, куда полетела Душа. Под действием неведомой силы тело изменилось. Черты разгладились, лицо прояснилось. Пораженные чудесным преображением люди упали на колени, чтобы помолиться Богу, явившему им чудо.

 

* * *

 

Ученик вновь присоединился к своему Учителю.

Начало



Hosted by uCoz